Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
ПЕДАГОГИКА

Курс: 2
Форма обучения: заочная
Семестр: 4
Количество аудиторных часов на дисциплину: 30, из них лекций 16.

Цель дисциплины:формирование профессиональной компетентности будущего учителя путем развития теоретического мышления, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности.
Организационно-педагогической целью является создание условий для успешного овладения студентами педагогическими знаниями, умениями, ценностными ориентациями в области педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Сформировать целостное педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогической науки;
  • Сформировать умения описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления при решении конкретных педагогических задач;
  • Содействовать развитию исследовательской позиции будущего педагога в профессиональной деятельности.

    Основные идеи дисциплины:

  • историческая, социокультурная и национальная обусловленность возникновения и развития образовательных систем;
  • опережающий характер образования;
  • ведущая роль учителя в личностно-ориентированном образовании;
  • личностная и профессиональная самореализация учителя в педагогической деятельности;
  • ориентация на современные проблемы образования.

    Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  • фундаментализации, определяющий концентрацию учебного материала вокруг основных категорий педагогики;
  • гуманизации, обуславливающий диалогичность учебного процесса, ориентирующий студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, на саморазвитие;
  • культуросообразности, предполагающий отбор научных знаний, помогающих решению педагогических задач в конкретных социокультурных условиях;
  • практикоориентированности, предполагающий ориентацию на решение практических педагогических задач

    Текущий контроль качества усвоения знаний проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях; проведенияустных опросов; через выполнение студентами промежуточных тестовых заданий.

    Итоговая аттестация - экзамен, на котором выявляется степень осмысления студентами объективной педагогической действительности, сформированности умений описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления, знание основных понятий курса.

    Основное содержание

    «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли». . Педагогика как наука, практика, культура. Объект и предмет педагогической науки. Специфика педагогического труда. Сущность педагогической деятельности: цели, виды, функции, содержание.
    История возникновения и развития педагогической профессии. Великие ученые и практики в педагогике.
    Система образования РФ. Система педагогического образования. Непрерывное педагогическое образование: педагогические классы, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические университеты.

    «Теоретическая педагогика».. Цели, структура и функции педагогической науки. Функции образования. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методология педагогической науки: принципы и требования. Методы педагогических исследований. Сущность педагогического процесса (цели, содержание, способы, формы, методы организации и результаты). Основные закономерности педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса.
    Характеристика дидактики как науки. Процесс обучения. Содержание образования: различные подходы к конструированию, теории отбора, уровни представления, требования и принципы отбора. Методы, формы и средства обучения. Контроль и оценка результатов обучения.
    Ценностные ориентиры воспитания. Принципы воспитания. Структура воспитательного процесса. Основные свойства воспитательного процесса. Логика воспитательного процесса. Виды воспитания.

    «Практическая педагогика». . Стратегия и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в педагогической деятельности. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Решение педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций. Педагогическое проектирование.
    Педагогические технологии. Структура педагогической технологии. Признаки педагогической технологии. Классификации педагогических технологий. Логика проектирования педагогических технологий.
    Основы управления педагогическими системами. Педагогический менеджмент.

    Основные понятия

    Педагогика, объект и предмет педагогической науки, категории педагогики, принципы и методы исследования в педагогике; педагогический процесс (закономерности, принципы, цели, содержание, методы, формы); обучение (концепции и теории обучения, формы организации, методы и средства, контроль и оценка); образование (содержание: подходы к разработке, требования, уровни представления); воспитание (принципы, методы, средства и формы); педагогическая технология (признаки, сущность, классификация).

    Организация самостоятельной работы Самостоятельная работа включает подготовку к практическим занятиям, которые проводятся в различной форме: семинар, дискуссия, диспут, деловая игра и т.д.; выполнение творческих заданий, самостоятельное изучение отдельных разделов содержания программы дисциплины.
    Для контроля усвоения программы и оценки самостоятельной работы студентов по курсу используется рейтинговая система оценивания.
    За каждый вид учебной работы студент может набрать определенное количество баллов:

  • Посещение лекций – до 16 баллов (по 2 балла за каждую лекцию);
  • Выполнение заданий семинарских занятий – до 5 баллов;
  • Выполнение творческой работы (реферата) – до 5 баллов;
  • Анализ передового опыта – до 10 баллов;
  • Составление «Карты истории или событий» или «Последовательность» до 5 баллов;
  • Составление карты Интернет-ресурса – до 5 баллов;
  • Составление аннотированного списка сайтов по педагогике – до 10 баллов;
  • Составление кроссворда по педагогике в объеме 20 слов – до 5 баллов;
  • Другая творческая работа по инициативе студента или предложению преподавателя (разработка дидактических материалов – схем, плакатов, презентаций и др.) – до 5 баллов.
    Для получения экзамена автоматом студенту необходимо набрать не менее 70 баллов. Для допуска до экзамена студенту необходимо набрать не мене 50 баллов.

    Рекомендуемая литература

    1. а) основная литература
      Для изучения дисциплины в качестве основных источников рекомендуется учебные пособия «Педагогика», опубликованные в 2000-2005 гг.
    1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
    2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1998.
    3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
      б) дополнительная литература
    1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. – М., 1995.
    2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1993.
    3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
    4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.,2000.

      в) словарь терминов

      Воспитание - исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

      Воспитанность - обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека. В социальном плане воспитание – специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

      Диагностика - процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности. В узком значении – процедура и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.

      Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета способностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах.

      Дифференцированное обучение - 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (однородная группа) – уровневая дифференциация; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся – профильная дифференциация.

      Единица процесса обучения - тема учебного предмета, при изучении которой полностью реализуется цикл управляемого взаимодействия педагогов и обучаемых, в ходе которого решается определенная дидактическая задача, достигаются цели обучения, воспитания и развития.

      Единица воспитательного процесса - воспитательный цикл, под которым подразумевается промежуток совместной жизнедеятельности учителя и воспитанника от постановки конкретной цели воспитания до фиксированного проявления запланированного качества в структуре личности.

      Компетентность - уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, методов науки).

      Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения.

      Концепция в педагогике - основополагающий замысел, идея педагогической теории, указывающая способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. Она и представляет стратегию педагогической деятельности, определяя разработку соответствующих теорий.

      Личностный подход - ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

      Метод обучения - способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемого материала.

      Методология педагогическая - научная система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, адекватно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

      Методы исследования в педагогике - приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

      Образование - специально организованный процесс 1) освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности; 2) развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, раскрытия творческих возможностей личности; 3) развития способности личности к решению социальных и личностных проблем на основе использования достижений культуры; 4) формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысленного собственного опыта обучаемых.

      Образованность личности - качество личности, которое представляет собой индивидуально-личностный результат образования и заключается в способности личности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на достижения культуры.

      Образовательная программа - совокупный документ, включающий взаимосвязанные аспекты, определяющие работу образовательного учреждения: цели и задачи образования, учебный план, набор учебных программ, описание педагогических технологий, систему диагностических методик, систему коррекционных мер.

      Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

      Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Этот процесс следует понимать как всеобщий механизм, с помощью которого осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении.

      Объект педагогики - педагогическая деятельность как специфический род труда людей. Сущностные характеристики этой деятельности связываются с пониманием ее как способа социокультурного воспроизводства человека. При этом педагогическая деятельность выполняет функции социального наследования, социальной адаптации (социализации) и регулирования (управления) процессами личностного становления и развития.

      Парадигма - совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.

      Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования (целостного педагогического процесса) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

      Педагогическая парадигма - совокупность принципов, правил, установок, составляющих специфику мировидения и миропонимания внутри того или иного педагогического сообщества. Педагогическая парадигма в конкретный исторический период задает некий образец, модель восприятия и объяснения мира, а также основания для выбора методов его исследования и преобразования. Педагогическая парадигма определяет типологические особенности существования педагога в пространстве профессионального бытия, характеризует диапазон развития профессионально-педагогического опыта и самосознания, способов деятельности учителя в конкретной педагогической реальности, меру его мастерства и свободы действий.

      Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.

      Педагогическая ситуация - соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая задача - основная единица педагогического процесса.

      Педагогическая технология - системно организованный на основе определенных принципов метод (способ) целенаправленного прогрессивного развития личности в целостном педагогическом процессе и (или) формирования различных педагогических объектов, обеспечивающих условия этого развития.

      Педагогический процесс - совокупность специально организованных последовательных целенаправленных действий педагога и воспитанника (их взаимодействие) с целью образования, развития и формирования личности последнего.

      Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

      Предмет педагогики - образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

      Принцип обучения - система требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса.

      Проект – система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретных задач.

      Развитие – процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, который характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

      Результат образовательной деятельности – способность обучаемого самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга личностно значимых проблем.

      Система – совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных, взаимодействие которых обуславливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели.

      Система непрерывного образования – единая образовательная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

      Содержание образования – отражающая потребности общества и личности, научно ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности.

      Содержание педагогического процесса – объем и характер знаний, умений и навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества.

      Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

      Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

      Формирование– процесс и результат взаимодействия человека со всей совокупностью внешних влияний (объективных и субъективных, целенаправленных и стихийных), вызывающих изменения в системе его свойств, качеств, проявлений под влиянием факторов макро-, микросреды и воспитания.

      Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих, сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

      Авторы-составители учебной программы дисциплины «Педагогика» к.п.н., доцент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена Костейчук О.В., ассистент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена Акимов С.С. .

      Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №1 от 30 августа 2001 г.).

      Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 Педагогика).


    Студентам ФТиП:
    ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
    Официальная информация:

    Книжная полка:

    Полезные ресурсы:

    Учись учиться:
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

    Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


    [design and programming by eds]
    e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39