Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Количество часов на курс: 140
Количество аудиторных часов на курс: 54 , из них лекций 36

Цель курса: сформировать у будущих бакалавров технологического образования общеобразовательной и профессиональной школы основные понятия психологической науки, знания закономерностей проявления психических процессов, психических состояний и свойств личности.

Задачи курса:

  • Осознание студентами значимости психологических знаний для продуктивного решения профессиональных задач, личностного роста и самореализации;
  • Усвоение студентами основных понятий и концептуального аппарата психологической науки как основы для овладения педагогическими и методическими знаниями;
  • Создание у студентов теоретической основы для дальнейшего изучения разделов психологической науки: возрастной и педагогической, социальной психологии, акмеологии (психологии взрослого человека).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Теоретический материал курса следует рассматривать как основу формирования психологической культуры, которая невозможна без ознакомления студентов с различными теориями, разрабатываемыми в психологии и смежных науках о человеке.

Практическая направленность знаний реализуется на лабораторных занятиях, где студенты знакомятся с исследовательской лабораторией психолога, овладевают умениями пользоваться конкретными методами исследования и способами обработки полученных экспериментальных данных.

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лекциях через постановку контрольных и проблемных вопросов, на лабораторных занятиях, в процессе индивидуальных собеседований и консультаций студентов с преподавателями.

Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена.

Основное содержание

Предмет психологии. Общее представление о психике. Идеалистическое и материалистическое понимание психики. Борьба между различными точками зрения на природу психического. Психика как продукт деятельности мозга. Научные факты, подтверждающие связь психики с мозгом. Психика как свойство субъективного отражения объективного мира. Теория отражения. Особенности психического отражения как активного процесса. Рефлекторная теория Сеченова- Павлова как физиологическая основа понимания отражения. Понятие "субъективное отражение". Познание мира и познание человека, включая самого себя как предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Задачи психологии. Система психологических знаний о человеке. Пути развития человекознания.

Методология и методы психологии. К методологии изучения психических явлений относится объективность, основные принципы которого составляют детерминизм (обусловленность внешняя и внутренняя), единство сознания и деятельности ведется с учетом условий ее проявления и изменения. Понятия "интроспекция" и "объективность" изучения человека. Методы исследования как совокупность приемов, с помощью которых изучается психика (процессы, состояния, свойства). Классификация методов (по Б.Г.Ананьеву): организационные, эмпирические, обрабатывающие, интерпретационные. Методы сравнения, возрастных срезов, лонгитюдный. Системно- структурный подход и комплексное изучение человека (В.М. Бехтерев, Б.Г.Ананьев). Наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (естественный и лабораторный), группа словесных методов, биографический, изучение продуктов деятельности, моделирование. Метод тестов как специализированные диагностические приемы качественной и количественной характеристики психических явлений. История метода тестов. Состояние разработки и применения метода тестов в настоящее время в психологии, особенно в профориентации для определения профпригодности. Факторы, определяющие выбор методов исследования. Приемы количественной обработки данных, производимые в соответствии с задачами исследования: средние показатели развития, корреляционный и факторный анализ. Интерпретация обработанного материала и обнаружение закономерностей в проявлении процессов и свойств.

Становление отечественной психологии. Основные направления в развитии зарубежной психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм, когнитивная психология. Особенности развития отечественной психологии. Роль русских революционных демократов (Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов и их последователи), физиологического учения И.М.Сеченова, его книги "Рефлексы головного мозга", учения об условных рефлексах И.П.Павлова, физиологического учения Н.Е.Введенского и А.А.Ухтомского. Роль клинической невропатологии и психиатрии в упрочении материалистического понимания природы психического (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, А.А. Токарский и др.). Развитие экспериментальной психологии в России (вторая в мире лаборатория в Казани открыта в 1886 г.). Объективная психология и рефлексология В.М.Бехтерева как области объективного изучения человека. Научные психологические школы - М.Я. Басов, П.П. Блонский, Б.Г.Ананьев, В.Н. Мясищев и др.(Ленинград), Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев и др. (Москва). Основные направления исследований, проводимых в настоящее время.

Развитие психики животных и создания человека. Психика как продукт длительного процесса развития органического мира. Нервная система, ее эволюция, как носитель различных форм психического отражения. Стадии развития и проявления психики: сенсорная, перцептивная. Типы поведения животных как форма проявления психики: инстинкт, навыки, интеллект.

Физическое становление человека. Предпосылки и условия возникновения и развития сознания человека. Взаимосвязь в развитии мозга и руки как естественного орудия труда. Роль труда в происхождении и развитии сознания. Изготовление и использование орудий труда. Роль планирования действий в процессе трудовых операций. Появление членораздельной речи как необходимого условия общения в совместной деятельности людей. Язык как обобщенное отражение в форме понятий, определившее общественно историческую природу сознания. Изменение сознания в историческом и онтогенетическом плане. Обобщенное и индивидуальное сознание, самосознание и его становление в процессе самопознания.

Личность и ее структура. Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Человек как продукт биологического и общественного развития, общественная сущность личности. Личность как субъект деятельности (субъект познания, труда и общения). Становление личности как субъекта деятельности происходит во взаимосвязи трех аспектов: познания, труда и общения. Структура личности. Информационный и энергетический уровни личности. Направленность личности как избирательное отношение, проявляющееся в потребностях, интересах, идеалах, мировоззрении и убеждениях. Интеллект (психические процессы), эмоционально волевая сфера, темперамент, способности, характер. Взаимосвязь составляющих целостность личности компонентов. Формирование личности.

Психология деятельности. Понятие деятельности. Психологический аспект рассмотрения деятельности. Деятельность человека и поведение животных. Общественный и преобразующий характер человеческой деятельности. Связь деятельности с сознанием. Строение деятельности человека. Движения, действия и операции. Виды действий: внешние и внутренние. Сенсорные и моторные действия, их проявление в трудовых операциях. Мотивы и цели в деятельности. Целеполагание, планирование, выполнение. Умения и навыки. Роль упражнений в выработке умений и навыков. Роль педагогической оценки в выработке навыка. Взаимодействие навыков, интерференция навыков. Уровень притязаний, совместимость, утомление в деятельности человека. Виды деятельности. Понятие "ведущий вид деятельности". Игра, учение и труд как факторы психического развития человека в разные периоды жизни.

Ощущение и восприятие. Понятие об ощущении и восприятии. Чувственный и логический уровни познания человеком мира. Физиологические основы ощущений и восприятий. Виды ощущений. Закономерности ощущений: пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст. Свойства восприятия. Избирательность, предмет и фон, контур предмета, апперцепция, константность. Восприятие пространства и времени. Наблюдение и наблюдательность. Роль наблюдения в педагогическом процессе. Восприятие человека человеком. Сенсорная организация личности. Роль деятельности в развитии ощущений и восприятия.

Память. Память и ее значение. Определение памяти. Память как отражение прошлого опыта. Рефлекторная теория памяти. Представления и их особенности. Процессы памяти. Запоминание и его виды. Заучивание и его организация. Роль установки в запоминании и сохранении. Забывание и роль повторения. Воспроизведение и узнавание. Механическая и смысловая память. Кратковременная и долговременная память, взаимосвязь общей и специальной (профессиональной) памяти. Виды памяти. Особенности образной, смысловой, эмоциональной и двигательной памяти. Типы памяти как проявление индивидуально- психологических особенностей памяти человека. Развитие памяти и условия, влияющие на сохранность памяти.

Мышление. Понятие о мышлении. Общественно-историческая природа мышления. Чувственный и логический уровни познания мира, соотношение содержательной и операциональной сторон мышления. Решение задачи как модель протекания мыслительного процесса. Формы мышления. Понятия конкретные и абстрактные, общие и единичные. Понятие и слово. Суждения и умозаключения. Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Мыслительные операции. Анализ и синтез, обобщение. Обобщение как показатель уровня развития мышления. Сравнение, классификация и систематизация. Виды мышления: наглядно-образное, вербально - логическое, практическое. Зависимость видов мышления от решаемой человеком задачи. Практическое мышление и его особенности. Техническое мышление, творческое мышление. Качества ума как проявление индивидуально-психологических особенностей мышления человека.

Речь и речевые свойства личности. Понятие о языке и речи. Основные функции речи: сигнификативная, обобщающая, коммуникативная. Информативная, выразительная и волеизъявительная стороны коммуникативной речи. Физиологические основы речи. Слуховой и двигательный центры речи. Виды речи: внешняя и внутренняя. Устная речь и ее виды: диалогическая и монологическая. Особенности диалогической и монологической речи. Письменная речь и ее отличие от устной. Внутренняя речь. Внутренняя речь и мышление. Культура речи и ее показатели: информативность, доступность, выразительность, грамотность.

Воображение. Понятие о воображении Воображение как познавательный процесс. Приемы создания образов воображения. Отождествление, агглютинация, типизация. Вилы воображения. Воссоздающее воображение и его особенности. Воображение и усвоение знаний. Особенности творческого воображения. Связь творческого воображения с творческой деятельностью человека. Воображение в изобразительном творчестве и художественном конструировании. Воображение в научно-техническом творчестве. Связь воображения с восприятием, памятью и мышлением. Мечта как воображение, направленное на желаемое будущее. Роль мечты в формировании личности.

Внимание. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. И.П.Павлов об оптимальном очаге возбуждения. А.А.Ухтомский о доминанте и ее роли во внимании. Внешнее выражение внимания. Виды внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Условия, поддерживающие непроизвольное внимание. Интерес и непроизвольное внимание. Воля и произвольное внимание. Условия, поддерживающие произвольное внимание. Послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость. Внимание и внимательность.

Эмоции и чувства. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций и чувств в жизни человека. Положительные и отрицательные эмоции. Физиологические основы эмоций и чувств. Внешние выражения эмоций и чувств. Виды чувств: интеллектуальные, моральные, эстетические. Любознательность и удивление как выражение интеллектуальных чувств. Источники моральных и эстетических чувств. Эмоциональные состояния: аффект, страсти, настроения, стрессы. Причинная обусловленность эмоциональных состояний. Личность и чувства.

Воля и волевые качества личности. Понятие о воле. Произвольные действия. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения человека. Структура волевого действия. Наличие внешних и внутренних препятствий в проявлении воли человека. Принятие решений и исполнение их. Роль знаний при планировании действий. Волевое усилие как проявление воли человека. Волевые свойства личности: осознанность и целеустремленность, решительность и настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность. Воспитание волевых качеств личности.

Способности. Понятие о способностях. Задатки как природные предпосылки способностей. Свойства нервной системы и задатки. Природное и приобретенное в способностях. Общие и специальные способности, их взаимодействие и взаимовлияние. Успешность деятельности как показатель проявления способностей. Способности и интеллект. Способности и знания. Связь способностей с чувствами и волей. Способности и трудолюбие. Понятие одаренности, способности, интересы и склонности. Развитие способностей в процессе деятельности человека. Условия сохранности способностей человека.

Темперамент и характер. Понятие о темпераменте. Типы нервной системы как физиологическая основа темперамента. Учение И.П.Павлова о типах нервной системы. Виды темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический и меланхолический. Психологическая характеристика каждого из видов темперамента. Положительные и отрицательные черты каждого вида темперамента. Личность и темперамент. Способности и темперамент. Понятие о характере. Характер как система устойчивых черт личности. Характер и темперамент. Характер и воля. Проявление характера в познании, труде и общении. Развитие и формирование характера человека.

Основные понятия

Психика, психические процессы, психические явления, психологические свойства, индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность, деятельность, развитие психики, предмет психологии, методы психологических исследований, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание, эмоции, чувства, воля, способности, темперамент, характер.

Организация самостоятельной работы осуществляется в процессе подготовки и выполнения студентами лабораторных работ, ориентированных на работу с психологической литературой, проведение психологических микроисследований и анализа полученных экспериментальных данных; аннотирование и реферирование психологической литературы.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М.Владос.1999.
  2. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.Просвещение.1981 и посл. изд.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.Академия.1998.
    б) дополнительная литература
  1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л. Изд-во ЛГУ, 1961.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. Изд-во ЛГУ, 1968.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М. 1982.
  4. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии.1975, №2.
  5. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организма.- М.Мысль, 1965.
  6. Левитов И.Д. Психология характера. - М. Просвещение. 1969.
  7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.Педагогика, 1971.
  8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М. Изд-во МГУ, 1968.
  9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М. 1986.
  10. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). - Л. Изд-во ЛГУ, 1979.
  11. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой. - М. Педагогика. 1972.
  12. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М. 1972.
  13. Степанова Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов. // Психологический журнал, 1994, №5.
  14. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М. Изд-во МГУ. 1984.
  15. Ярошевский М.Г. История психологии. - М. Мысль. 1985.
в) словарь терминов

Абстракция - мысленное выделение какого-либо признака.

Агглютинация - прием воображения, заключающийся в "склеивании" отдельных представлений и создание нового образа.

Адаптация - приспособление органов чувств к действующим раздражителям.

Активность - способность организма (как животных, так и человека) совершать движения и действия.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека.

Ассоциация - связь представлений, психических явлений друг с другом.

Аффект - кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние /гнев, раздражение/.

Бихевиоризм - учение, предметом которого являются не психические процессы и состояния, а поведение по схеме "стимул- реакция". Основатель американский ученый Д.Уотсон.

Вербальный - словесный.

Внушаемость - подверженность человека чужим влияниям.

Гештальт - структура, целое, целостный образ.

Детерминация - причинная обусловленность.

Деятельность - человеческая активность, направленная на преобразование внешних условий /общественная деятельность/ и самого себя /умственная деятельность/.

Доминанта - преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга, составляющий физиологический механизм внимания.

Доминирующий - преобладающий.

Импульсивность - склонность к непродуманным действиям и поступкам.

Индивид - отдельно взятый человек, характеризующийся природными, физическими, психологическими качествами.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидуальных свойств, отличающих одного человека от другого.

Интеллект - интегрируемая взаимосвязь психических функций, характеризующая общие или умственные способности человека.

Интериоризация - перевод внешних действий с предметами во внутренний план при решении мыслительных задач.

Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе /переживаниям, мыслям, ожиданиям, ориентациям/.

Интроспекция - метод познания психических процессов, состояния, качеств личности путем самонаблюдения.

Испытуемый - человек, являющийся объектом психологического изучения.

Лонгитюдное исследование - организационный метод исследования одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени.

Мотив - устойчивая психологическая причина, обуславливающая действия и поступки человека.

Навык - автоматически осуществляемые движения и действия без контроля сознания.

Направленность личности - совокупность мотивов личности, определяющая линию поведения.

Онтогенез - процесс индивидуального развития человека.

Реакция - ответ организма на воздействие раздражителя.

Рефлексия - способность человека сосредоточиться на самом себе.

Сенсорный - функционирование органов чувств.

Тест - стандартизированная методика изучения психических явлений с количественной оценкой результата.

Умение - система действий, обеспечивающая успешное выполнение деятельности (учебной, трудовой).

Фрустрация - переживание человеком неудачи в достижении цели, состояние безысходности и дезорганизации сознания.

Экстериоризация - переход внутреннего (мысли, планы) во внешнее(практические действия). Противоположна интериоризации.

Экстраверсия - обращенность человека во вне, на то, что происходит вокруг него. Противоположна интроверсии.

Автор-составитель программы курса "Психология человека" профессор кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук Е.И. Степанова, ассистент кафедры акмеологии Язева Л.В. Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол №1 от 30 августа 2001 г.)

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования по всем направлениям (кроме направления 540600 Педагогика).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
Система управления сайтом Host CMS
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39