Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
Курс: 5
Форма обучения: очная
Семестр: 9
Количество часов на дисциплину: 60
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36, из них лекций 18

Цель курса: овладение будущими специалистами системой знаний, умений и навыков в области менеджмента, позволяющим им эффективно строить педагогическую и другую профессиональную деятельность.

Задачи курса:

В ходе освоения курса у студентов формируются знания и умения, профессиональные позиции, необходимые для:

  • управления собой (самоменеджмент);
  • анализа своих ограничений;
  • определения своего стиля профессиональной деятельности;
  • осуществления самоконтроля;
  • планирования и организации своей деятельности;
  • стимулирования своей деятельности и деятельности окружающих;
  • развития коммуникативных способностей.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Курс носит междисциплинарный характер и тесно связан с другими дисциплинами (Профессиональная акмеология, Психология управления персоналом), изучаемыми параллельно.

Проблемы педагогического менеджмента являются не только актуальными, но и личностно значимыми для каждого будущего специалиста сферы образования.

Организацию работы и управление образовательным учреждением в современных условиях важно рассматривать с позиций менеджмента, как сплава науки и искусства управления людьми и социальными процессами.

В программе курса педагогический менеджмент представлен как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования.

Выпускник факультета может выступать и как руководитель, и как организатор своего дела, и как педагог, который должен уметь построить отношения с учащимися, организовать свою профессиональную деятельность как процесс интеллектуального и духовного взаимообогащения с коллегами и воспитанниками.

Структура и содержание курса охватывает основные функции педагогического менеджмента и ориентированы на овладение студентами, как теоретическими знаниями, так и практическими умениями.

Текущий контроль качества усвоения знаний

Текущий контроль знаний и умений студентов осуществляется на лабораторных занятиях, в процессе организации обсуждения, выполнения заданий для самостоятельной работы, в ходе диагностики и самодиагностики, при индивидуальных консультациях с преподавателем.

Лабораторные занятия по курсу строятся по следующему алгоритму:

  • 1 этап – «актуализация опорных знаний».
    На этом этапе студенты не только вспоминают положения, изученные в курсах психологии и педагогики ранее, но, отвечая на проблемные вопросы, анализируют свою собственную деятельность.
  • 2 этап – «практика».
    Этот этап предполагает отработку умений и навыков, необходимых не только в будущей профессиональной деятельности, но и в процессе самообразования и самовоспитания.
  • 3 этап – «обобщающе-аналитический».
    Его основная цель – осознание и понимание своей роли и места на занятии при решении тех или иных проблем. Предполагается выработка у студентов умений самооценки и самоконтроля.

Особенно важным является первое лабораторное занятие, в ходе которого осуществляется диагностика «барьеров» и «ограничений» личности в профессиональной деятельности. На основе полученных данных далее студенты составляют программу саморазвития, проводят дополнительную самодиагностику по предложенным методикам.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета

Основное содержание

Педагогический менеджмент как проблема управления. Понятие «педагогический менеджмент». Менеджмент и управление – сходство и различие. Личностно-ориентированный менеджмент. Игра по правилам. Закономерности менеджмента. Руководитель, директор образовательного учреждения как менеджер. Педагог как менеджер. Ступени менеджмента. Принципы менеджмента.

Функции педагогического менеджмента. Внутришкольное управление как цель менеджмента. Командная информация. Управляющая и управляемая системы. Основные функции педагогического менеджмента и их взаимосвязь. Ответственность. Делегирование полномочий. Проблемы педагогического менеджмента и способы их решения.

Целеполагание в педагогическом менеджменте. Цель как желаемый и запланированный результат. Целеполагание. Целеосуществление. Целеустремленность. Цель как перспектива. Требования к целям. Управление по целям (результатам).

Планирование и принятие решений как функции педагогического менеджмента. Планирование деятельности школы. Цель и задачи. Принятие решений. Компоненты планирования. Годовой план школы. Матричный и модульный планы. Критерии эффективного планирования. Этапы планирования. Распределение полномочий при планировании. Решение как выбор метода воздействия. Классификация решений. Уровни принятия решений.

Организация как функция педагогического менеджмента. Закономерности организации. Учет возможностей и потребностей. Шаги в организации. Расстановка кадров. Развитие структуры горизонтальных связей. Расписание. Оборудование. Автоматизация управления.

Руководство в педагогическом менеджменте. Соотношение управления и руководства. Руководитель как лидер. Основные качества руководителя. Формы власти. Авторитет руководителя. Стиль руководителя. Самооценка и контроль в деятельности руководителя. Руководство и воспитание. Нравственные аспекты руководства.

Управление качеством учебно-воспитательного процесса. Качество УВП как основная проблема педагогического менеджмента. Управление школой по результатам. «Эффект водопада». Качество как нравственная категория. Разработка программы «Качество».

Контроль в педагогическом менеджменте. Цель контроля. Функции контроля. Виды контроля. Мотивирующее значение контроля. Система внутришкольного контроля. Условия осуществления контроля. Принципы контроля учебных занятий. Анализ результатов контроля. Контроль и самоконтроль.

Мотивация и стимулирование в педагогическом менеджменте. Виды стимулирования. Участие в школьном менеджменте как стимул коллективной деятельности. Поощрения и наказания. Система стимулов. Внутришкольная культура. Творчество как стимул деятельности. Участие в конкурсах педагогических достижений. Традиции школы как стимул деятельности коллектива.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предусматривает работу с основной и дополнительной литературой, подготовку к лабораторным занятиям, проведение и анализ результатов самодиагностики.

Основные понятия

Педагогический менеджмент, цели и задачи педагогического менеджмента, функции педагогического менеджмента, ступени менеджмента, принципы менеджмента, управляющая и управляемая система, эффективное планирование, закономерности организации, руководство, управление качеством.

Рекомендуемая литература

    а) основная литература
  1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.
  2. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. СПб.2001.
  3. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб.2001.
  4. Психология менеджмента. СПб.2000.
  5. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. М., 1998.
  6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1999.
  7. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Организационное поведение. СПб.2001.
  8. Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. СПб.2000.
  9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.,1997.
  10. Управление современной школой / Под ред. В.Ю. Кричевского, СПб.,1998.
    б) дополнительная литература
  1. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. М., 1980.
  2. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб.1997.
  3. Кухарев Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. Минск,1997.
  4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
  5. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1993.
  6. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом. М., 1995.
  7. Плешин Ю.И. Управление персоналом. СПб., 1995.
  8. Управление школой: теоретические основы и методы /Под ред. В.С. Лазарева М. 1998.

Автор-составитель программы доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Л.А. Балакирева

Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 2 от 5 октября 1999 года).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39