Курс: 3
Форма обучения: очная
Семестр: 6
Количество часов на дисциплину: 56
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36 , из них лекций 18.
Цель дисциплины: Формирование профессиональной компетентности бакалавра технологического образования в сфере социального воспитания.
Задачи дисциплины: формирование у бакалавров технологического образования:
• системы теоретических знаний о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, об ее объекте, предмете исследования и основных категориях;
• целостного представления о факторах и закономерностях социализации ребенка;
• мотивации на реализацию идей социального воспитания, осознание значимости социально-педагогических знаний для продуктивного осуществления профессиональной деятельности;
• представлений о специфике социально-педагогической деятельности, ее гуманистической направленности, об основных методах и формами социально-педагогической деятельности с различными категориями детей.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- принцип преемственности с курсами «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «История образования и педагогической мысли», «Правовые основы образования»;
- принцип гуманистической ориентированности – изучение социально-правовых норм, соблюдение которых обеспечивает защиту гражданских прав и свобод, социальную защищенность участников воспитательного процесса;
- принцип конкретности и практической направленности – изучение социально-педагогических технологий, ориентирующих будущего специалиста в том, как следует поступать в наиболее типичных ситуациях воспитательного процесса, профессионально-педагогической деятельности.
Текущий контроль качества усвоения учебной программы студентами осуществляется на практических занятиях в процессе анализа выполнения ими заданий для самостоятельной работы, обсуждения педагогических ситуаций социализации личности обучающихся (воспитанников).
Итоговая аттестация осуществляется в ходе зачета, на котором студенты должны ответить на вопросы с опорой на теоретические знания по курсу и знания конкретных правовых норм, проявить умение использовать усвоенные знания в практике социального воспитания подрастающего поколения.
Для получения зачета автоматом студенту необходимо активно работать на каждом практическом занятии и выполнить необходимый объем творческих заданий, предусмотренных при организации самостоятельной работы.
Основное содержание:
Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе. Ребенок и закономерности его социализации - объект и предмет исследования социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура – основные институты социализации ребенка. Особенности развития социальной педагогики в России. Социальная педагогика и социальная работа.
Генезис идей социальной педагогики. Влияние педагогики на возникновение социальной педагогики. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. Этапы развития благотворительности в России. Советская система социального обеспечения детей. Социальная политика современной России по обеспечению защиты и прав детей.
Социализация как социально-педагогическое явление. Субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, приспособление и обособление в процессе социализации. Этапы, факторы, средства и механизмы социализации. Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная реабилитация ребенка. Социальное воспитание. Принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. Принцип гуманизма, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Принципы вариативности, коллективности, диалогичности, центрации социального воспитания на развитие личности.
Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.Значение понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Физические, психические, социально-педагогические отклонения. Особенности социализации детей с отклонениями. Теории отклонений. Основы социально-педагогической деятельности. Методика и технологии социально-педагогической деятельности. Метод, прием и средство. Методы убеждения, упражнения и коррекции в социальной педагогике. Характеристика, структура и виды социально-педагогических технологий.
Социально-педагогическая деятельность с семьей. Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида. Формы социально-педагогической помощи семье.
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Система государственного попечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждениях.
Девиации как социально-педагогическая проблема. Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков. Факторы девиации подростков. Концепции девиации детей. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни развития алкогольной зависимости у детей. Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классификация и типы наркотиков, употребляемых подростками. Причины и последствия подростковой наркомании. Стадии развития подростковой наркомании. Детская проституция как социально-педагогическая проблема. Особенности детской проституции: причины и последствия. Преступность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних.
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Профилактика и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Основные подходы к деятельности с детьми девиантного поведения: информационный, медико-биологический, социально-психологический, социально-педагогический. Социально-педагогическая профилактическая и реабилитационная деятельности: задачи, содержание, методы и формы работы. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Принципы и функции социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Профилактика детского алкоголизма: содержание, методы и формы работы социального педагога. Социально-педагогическая реабилитация детей-алкоголиков: содержание, методы и формы работы социального педагога.
Международный опыт социальной работы. Социально-педагогическая деятельность специалистов Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и других стран. Использование опыта зарубежных специалистов в практике социальной работы в России.
Организация самостоятельной работы по курсу связана с изучением студентами основной и дополнительной литературы, нормативно–правовой базы, касающейся защиты прав детей, с подготовкой к практическим занятиям, которые проводятся в различной форме: семинар, деловая игра, дискуссия, диспут, «ответ оппоненту», «юридическая консультация» и др. и выполнением разнообразных творческих заданий.
Для контроля усвоения программы и оценки самостоятельной работы студентов по курсу используется рейтинговая система оценивания. За каждый вид учебной работы студент может набрать определенное количество баллов:
- посещение лекций – до18 баллов (по 2 балла за каждую лекцию);
- выступление на занятии – до 5 баллов;
- написание реферата – до 5 баллов;
- письменный анализ ситуации – до 5 баллов;
- микроисследование – до 5 баллов;
- составление карты анализа передового опыта – до 5 баллов;
- составление карты Интернет-ресурса – до 5 баллов;
- составление текста ситуации и вопросов по ее анализу – до 5 баллов;
- другая творческая работа по инициативе студента или предложению преподавателя (разработка дидактических материалов – схем, плакатов, презентаций и пр.) – до 5 баллов.
Для получения зачета автоматом студенту необходимо набрать не менее 70 баллов.
Основные понятия: адаптация, безнадзорные дети, беспризорные дети, благотворительность, девиантное поведение, дезадаптация, делинквентное поведение, дети-сироты, детская среда, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, коррекция, лишение родительских прав, милосердие, одаренность, опека, педагогическая запущенность, попечительство, права ребенка, реабилитация, семья, социализация, социальная защита, социально-педагогическая технология, социальный институт (институт социализации), социальный педагог, социальная работа.
Списки рекомендуемой литературы
Основной
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М., 2002.
2. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики.- М., 2001.
3. Словарь по социальной педагогике /Авт. - сост. Л.В. Мардахаев.- М., 2002.
4. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Под ред. М. А. Галагузовой. – М., 2001.
5. Методики и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева.- М., 2002.
Дополнительный
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций.- М., 2002.
2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика.- М., 1994.
3. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1985.
4. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики.- М., 2002.
5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Практикум по социальной педагогике и технологии социально-педагогической деятельности.- М., 2002.
6. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1.- М., 1991.
Словарь терминов
Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям.
Беспризорность – крайнее проявление безнадзорности. Беспризорные дети – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения.
Благотворительность – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения.
Девиантное поведение – поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.
Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее собой уголовно наказуемые действия.
Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.
Детская наркомания - форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологической зависимости их от наркотиков, постепенно приводящая организм к физическому и психологическому истощению и социальной дезадаптации детей.
Детская проституция – торговля собственным телом, сознательное вступление ребенка в сексуальные отношения за деньги, для извлечения материальной или иной любой другой выгоды.
Детская среда – окружающая ребенка обстановка, общественные, социально-бытовые, материальные и духовные условия его жизнедеятельности и взаимодействия с ровесниками, младшими и старшими детьми.
Детский алкоголизм – форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.
Забота о детях – мероприятия по удовлетворению жизненно важных потребностей и обеспечению нормального развития детей.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – предназначена для осуществления мер по защите и восстановлению прав и защиты законных интересов несовершеннолетних, образуется органами местного самоуправления.
Коррекция – исправление недостатков.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Лишение родительских прав – семейно-правовая мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье; выносится в виде судебного решения в отношении родителей, если установлено, что они уклоняются от исполнения своих обязанностей по воспитанию детей; влечет за собой передачу ребенка другому родителю или попечение органов опеки.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Одаренность – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Отклонения от социальных норм – форма проявления нарушений и нравственных императивов, устоев, норм (сфера отрицательного, негативного поведения).
Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, проводимой в семье и образовательном учреждении; педагогическая запущенность включает: недостатки в общеобразовательных знаниях, средствах и способах их применения; отставание в физическом, психическом, личностном развитии; искажения в отношениях к себе, к окружающим, различным видам деятельности, ее результатам и т. д.
Передовой опыт социально-педагогической деятельности – новизна, высокая результативность и эффективность деятельности социального педагога, соответствие современным достижениям социальной педагогики и методики социально-педагогической деятельности, стабильность и возможность творческого применения другими специалистами.
Права ребенка – совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
Приют – место, где ребенок может находиться круглосуточно, обеспечиваться питанием и необходимой помощью.
Реабилитация – комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, быт, образовательное и медицинское обслуживание, воспитание детей и др.
Семья группы риска – семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.
Социальная защита – регулятивная система стабилизации общества, направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения – закономерности его социализации.
Социально-педагогическая технология – интегративная разновидность социальной и педагогической технологий; оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации.
Социальные нормы – правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства.
Усыновление – наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью.
Автор-составитель программы: доцент кафедры акмеологии РГПУ им.А.И.Герцена, к.п.н. Костейчук О.В.
Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №1 от 02 сентября 2002 г.).