Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Количество часов на дисциплину: 96
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 24, из них лекций -16.

Цель дисциплины:

Овладение магистрантами акмеографическим методом исследования жизненного и профессионального пути человека.

Задачи дисциплины:

  • сформировать представления и основные понятия об акмеографическом методе иcследования;
  • развить умения слушателей, необходимые для проведения психолого- педагогических и акмеологических исследований;
  • обогатить опыт слушателей в анализе профессионального пути, моделировании профессиональной карьеры человека.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Изучение курса "Акмеография" предполагает формирование у слушателей системного видения обучаемого как субъекта труда, познания, общения, умения определять и проектировать факторы и условия продуктивности деятельности, стимулировать развитие субъекта и предупреждать его спад. Он предполагает также возможность развития учащихся через профессионализм учителя, прогнозирование качественного результата деятельности.
Cодержание учебного курса базируется на идеях Б.Г. Ананьева о человеке как личности, субъекте деятельности, индивидуальности и биографическом методе исследования жизненного пути человека, который начал внедряться в психологии в первой четверти века Н.А. Рыбниковым, Ш. Бюлером и др.

Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль усвоения содержания курса осуществляется в ходе семинарских занятий, в форме индивидуальных и групповых консультаций и собеседования с магистрами.

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме зачета.
Магистрантам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Раскройте задачи и методы акмеографии.
  2. Какая взаимосвязь существует между акмеографическим и биографическим методами исследования?
  3. Какова история профессионального образования?
  4. Раскройте влияние профессиональной среды на формирование творческой личности.
  5. Раскройте структуру и содержание профессионального портрета учителя технологии.
  6. Охарактеризуйте ценностно-целевой компонент профессионального портрета учителя.
  7. Что составляет основу содержательного компонента профессионального портрета учителя?
  8. Как связаны целевой, содержательный и результативный компоненты профессионального портрета учителя?
  9. Как влияют факторы и условия на достижение профессионализма в деятельности?
Основное содержание

Объект, предмет и логика построения курса "Акмеография".
Задачи и методы акмеографии. Биографический метод - метод познания индивидуального пути развития человека как личности и субъекта профессиональной деятельности. Факторы формирования личности профессионала.
Профессиональная среда и ее структура.

Проективная модель личности и деятельности учителя технологии.
Истоки профессионального и технологического образования. Формирование модели личности и деятельности учителя технологии. Профессиография. Квалификационная характеристика. Требования ГОС к профессионально- педагогической деятельности магистра.

Профессиональный портрет выпускника вуза.
Образ-модель выпускника вуза. Профессиональный портрет учителя технологии и его структура. Имидж делового человека (учителя - предпринимателя). Профессиональная карьера. Акмеографическая характеристика профессионала.

Успех в профессиональной деятельности как источник акмеографии.
Понятие успешности в профессиональной деятельности. Педагогика успеха. Прогнозирование и профессиональный успех. Мотивация специалиста и профессиональный успех. Динамика профессионального успеха. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры.

Организация самостоятельной работы
В ходе самостоятельной работы магистранты изучают основную и дополнительную литературу, готовятся к семинарским занятиям, разрабатывают акмеограммы известных ученых, педагогов, предпринимателей прошлого и настоящего,

Основные понятия
Акмеология, акмеография, акмеографический метод исследования, акмеограмма, профессиограмма, профессионализм, творчество, успех, карьера.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. //Педагогика, 1995, №3.
  2. Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. - СПбГАСУ, 1994.
  3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология Пути достижения вершин профессионализма. - М.: Луч, 1993.
  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., Высшая школа, 1989.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. Изд-во РАГС, 1996.
  6. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
  7. Степанова Е.И. Психология взрослых -экспериментальная акмеология. - СПб. Алетейя, 2000.
б) дополнительная литература
  1. Акмеологическая школа: поиски и решения. Учебное пособие.- СПб.,1998
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  3. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. - СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд- вом "Тускарора", 1996.
  4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование'', 1997.
  5. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология педагогика: Учебное пособиедля студентов вузов. - М.: Академический проект; Изд-во научно-образовательной литературы РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей ''ТАНДЕМ''. Издательство ЭКМОС, 1999.
в) словарь терминов

Авторитет педагога (от лат. autoritas - влияние) - общепризнанная учащимися значимость достоинств преподавателя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия.
Акмеограмма профессионала - описание всех сторон его труда (профессиональной деятельности, повседневных отношений, личностного развития и совокупного результата труда) и вытекающих из него требований к индивидуально-психологическим и психофизиологическим особенностям специалиста. Она ориентирует специалиста на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстает одновременно и как индивид, и как субъект труда, и как личность, и как индивидуальность..
Акмеология (от греч. akme - пик, вершина, высшая степень чего- либо) - междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе: в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
Биографический метод в литературоведении - способ изучения литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Биографический метод часто связан с отрицанием литературных направлений и культивированием импрессионистического "портрета" писателя в качестве основного критического жанра. Впервые применен французским критиком Ш.О.Сент- Бевом ("Литературно-критические портреты", т.1-5, 1836-1839).БСЭ.
Биографический метод - метод изучения индивидуального пути развития человека, истории человека как личности и субъекта деятельности. Биографический метод используется как в психологии, так и в других науках, например в социологии и истории, в литературоведении. В качестве биографического метода в этих областях выступает изуччение личных документов, продуктов деятельности. Имели место попытки свести исторический процесс к деятельности отдельных личностей, что было связано с проблемой роли личности в истории. Вопрос жизненного пути как психологической проблемы был впервые затронут Ш.Бюлер, которая считала биографический метод средством выявления возможностей развития человека в процессе его жизни. Биографический метод впоследствии стал представлять собой изучение жизненного пути с помощью ознакомления с дневниками, воспоминаниями в виде мемуарных источников описания.
В отечественной психологии большой вклад в развитие биографического метода внес Н.А.Рыбников, подчеркивающий его значение для изучения взрослого человека в разные периоды жизни. Биографический метод получил распространение в исследованиях творческой деятельности писателей, ученых, шахматистов, педагогов, художников, представителей рабочих специальностей (М.Д.Александрова, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина и др.).
Биографический метод тесно связан с методом изучения продуктов деятельности, так как жизненный путь человека - это не только прохождение им времени жизни, но и то, чем это время было заполнено. Биографический метод имеет важное значение в исследовании взрослого человека на разных этапах его жизненного пути.
Биография (от био… и …графия) - жизнеописание. Биография воссоздает историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т.д. Биография художника, писателя, педагога может выступать как жанр, в котором предметом изучения становится непосредственно жизненная и личностная основа творчества писателя в ее связи с мировоззрением, социальными факторами, литературной средой. Особый вид биографии - автобиография. (БСЭ).
Имидж учителя (от англ. image - образ) - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Компетентность учителя - владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей.
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мотив (от лат.movere - приводить в движение, толкать) субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности. ее становления и воспитания.
Педагогический моноторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Профессионально-педагогическая компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика, включающая достоинства и достижения педагога и "определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно исторический момент нормами, стандартами, требованиями" (И.А. Колесникова).
Профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Профессиональный портрет - совокупность идеальных характеристик, сформулированных в нормативных документах, и реальных, полученных в ходе педагогического мониторинга выпускника профессионального учебного заведения. Структура профессионального портрета состоит из ряда блоков, основными из которых являются ценностно-смысловой, содержательный и результативный.
Стандарт (от лат.standart - норма, образец) - в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей..
Творчество педагогическое - выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Педагогическое творчество характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний, их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых методик, форм, приемов, средств и их оригинальные сочетания; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов".
Учебный план - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Автор-составитель примерной программы дисциплины "Акмеография" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Н.Н. Коршунова. Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540400 Профессиональное обучение.

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.). г.).

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39