Эхов С.Ф.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии РГПУ им.
А.И. Герцена
Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования представляет собой уникальный феномен подготовки специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области общекультурных, общенаучных, психолого-педагогических, специальных профильных дисциплин, которые в современных условиях становятся остро востребованными не только в сфере образования, но и во многих других сферах жизни общества. В материалах ЮНЕСКО о перспективах высшего образования в ХХ1 веке представлено мнение о том, что университеты начинают проигрывать на рынке труда, где обостряющаяся конкуренция вынуждает отдавать предпочтение специалистам в тех или иных конкретных областях.
Однако нельзя не согласиться с мнением премьер-министра Франции Лионель Жоспен: "Высшая школа должна приспосабливаться к рынку, однако я против концепции, по которой она определяется требованиями рынка. Университеты, прежде всего, должны давать знания и квалификацию, однако это также место, где учатся демократии, гражданственности и творческому самовыражению личности" (1,99).
Выпускник современного педагогического университета объективно, по многим параметрам мог бы составить конкуренцию на рынке труда, так как в отличие от многих других специалистов он подготовлен не только как профессионал, но и как личность, как субъект деятельности.
Системное психолого-педагогическое знание, которое осваивает студент университета, обладает не только предметной, но и преобразующей силой - оно при определенных условиях "включает" в человеке им обладающим внутренние механизмы "восхождения к индивидуальности", раскрытия потенций личностной и профессиональной самореализации.
Однако, как показывает практика, это преимущество системы высшего профессионального педагогического образования используется сегодня не всегда и не в полной мере.
Качество специалиста в сфере образования характеризует его способность не только эффективно выполнять функции профессионально- педагогической деятельности (решать типичные и нестандартные проблемы и задачи, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащихся), но и активно "выстраивать" свою индивидуальность, как важнейший фактор достижения вершин профессионализма в различных видах деятельности.
Акмеология как междисциплинарная область исследований изучает главную особенность взрослого состояния человека в отличие от детства и юности - достижение зрелости (умственной, гражданской, трудовой), профессионализма и расцвета творческих способностей в различных видах профессиональной деятельности (2, 243). К сожалению, акмеологические подходы пока еще недостаточно широко внедряются в образовательную практику высшей педагогической школы. Это отчасти связано с процессом становления акмеологии, как науки, с естественным уточнением ее предмета, а также с непониманием отдельными преподавателями высшей школы специфики акмеологического знания.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования основы профессионально- педагогической деятельности традиционно рассматриваются в курсах психологии, педагогики в основном на 1-3 курсах. Одной из проблем данного периода обучения является неоднозначность формирования у студентов мотивации к дальнейшему занятию педагогической деятельностью, сложность и противоречивость профессионального самоопределения. Может быть именно поэтому понятия "профессионализм", "педагогическое мастерство", "продуктивная педагогическая деятельность" на младших курсах не являются для студентов личностно значимыми, а потому усваиваются формально. К сожалению, эти знания не всегда систематизируются и интегрируются должным образом в сознании будущего специалиста и на старших курсах. Психолого-педагогические курсы дисциплин остаются недостаточно интегрированными, а междисциплинарные связи носят несистемный характер. На старших курсах психолого-педагогическое знание представлено лишь через предметную сферу (методическое знание), что явно недостаточно, ведь это главное "время и пространство" для формирования педагогической направленности и компетентности будущего профессионала в сфере образования. Осуществить подобную систематизацию и интеграцию способно, как нам представляется, акмеологическое знание. Акмеологическое знание обладает спецификой, отличающей его от знания психологического и педагогического (3,95):
- Во-первых, по своей сути это интегрированное знание о профессиональной деятельности и факторах ее продуктивности. С одной стороны оно опирается на целостное представление о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности (естествознание, физиология, гигиена, валеология, психология, социология), с другой - на теорию педагогических систем (педагогика).
- Во-вторых, акмеологическое знание изначально личностно ориентировано, так как рассматривает не только общие закономерности продуктивного осуществления деятельности, но и, что особенно важно, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности человека с учетом общих закономерностей.
- В-третьих, акмеологическое знание весьма технологично, так вооружает каждого студента как общими, так и присущими только ему алгоритмами и приемами выявления, развития и реализации своего творческого потенциала, индивидуальности.
Все это требует более целенаправленного использования акмеологических идей, принципов, закономерностей и технологий в содержании профессиональной подготовки в условиях высшего профессионального педагогического образования.
Таким образом, речь может идти о разработке системы акмеологической подготовки специалистов в условиях высшего профессионального педагогического образования. Можно наметить несколько путей внедрения акмеологических знаний в содержание профессиональной подготовки специалиста сферы образования.
Одним их них является выделение акмеологических идей в нормативных психолого-педагогических курсах и использование акмеологических технологий в образовательном процессе. Научно-исследовательская работа, проведенная преподавателями кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена, позволила:
- Найти "акмеологический стержень" в содержании психолого- педагогической профессиональной подготовки специалистов;
- Согласовать основные, ключевые понятия, используемые для раскрытия акмеологических идей в содержании читаемых курсов, составить акмеологический глоссарий;
- Выделить акмеологические модули в содержании профессиональной подготовки специалистов на разных ступенях высшего педагогического образования;
- Определить основные направления и подходы к разработке методологии и процедур акмеологической диагностики студентов -будущих специалистов.
Для бакалавров образования предусмотрены следующие курсы:
- "Основы самопознания и саморазвития личности" - активное включение студентов, начиная с первого курса, в самодиагностику, в процесс самопознания как важнейший фактор их личностного, профессионального самоопределения и развития.
- "Акмеологический тренинг" - психолого-педагогический практикум, построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на: развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессиональной деятельности; блокирование консервативного воздействия сложившихся у студентов стереотипов и установок на ход их личностного и профессионального развития; сознательное формирование собственной " Я-концепции", ее уточнение и коррекцию.
- "Социальное проектирование" - овладение студентами методологией и технологией проектирования авторской системы педагогической деятельности, совместного с учащимися социального и учебного проектирования.
- "Педагогическая акмеология" - студенты знакомятся с факторами,
обеспечивающими продуктивность педагогической деятельности, с
традиционными и инновационными педагогическими технологиями, в том
числе акмеологическими.
Для специалистов (студентов, получающих квалификацию "учитель технологии и предпринимательства") читаются следующие акмеологические дисциплины:
- "Педагогический менеджмент" - овладение студентами системой знаний, умений и навыков, позволяющих им эффективно строить свою профессиональную деятельность, продуктивно осуществлять функции педагогического менеджмента и самоменеджмента.
- "Психология управления персоналом", "Профессиональная акмеология" - делаются акценты на теоретическом осмыслении студентами психологических механизмов профессионализма в педагогической и управленческой деятельности. Рассматриваются объективные и субъективные факторы продуктивности деятельности, модели становления профессионализма, осуществляется диагностика развития профессионального самосознания и профессиональной позиции, качеств и свойств, обеспечивающих личностный, профессиональный рост и самореализацию.
- "Психология взрослых: экспериментальная акмеология" - формирование готовности выпускника магистратуры к психологически обоснованной организации учебно-воспитательного процесса со студентами в ВУЗе, к продуктивному осуществлению научных исследований проблем высшего педагогического образования, к достижению профессионализма на основе знания закономерностей развития человека в период зрелости.
- "Психология профессиональной деятельности" - ознакомление магистрантов с основными психологическими характеристиками любой профессиональной деятельности, а также с психологическими закономерностями продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности.
- "Акмеология образования" - развитие профессионального мышления будущих исследователей психолого-педагогических проблем общеобразовательной и высшей школы, преподавателей высшей школы на основе овладения ими закономерностями продуктивного управления образовательными системами.
- "Акмеография" - овладение магистрантами акмеографическим (биографическим) методом исследования жизненного и профессионального пути человека, моделирования профессиональной карьеры.
Как результат подобной работы многие дипломники кафедры продуктивно работают в сфере образования и предпринимательства, 2-3 выпускника ежегодно продолжают обучение в аспирантуре по педагогике или психологии и акмеологии, трое выпускников в настоящее время работают на кафедре.
Таким образом, многоуровневая система высшего профессионального педагогического образования предоставляет возможность выстраивания системы акмеологической подготовки специалистов.
При таком подходе одновременно решается ряд важных педагогических проблем:
Во-первых, происходит более осознанное освоение студентами профессиональных психолого-педагогических знаний, значимость которых становится им очевидной и практически полезной.
Во-вторых, осуществляется практическое овладение студентами методами и методиками психолого-педагогической и акмеологической диагностики и самодиагностики.
В-третьих, это способствует осознанию студентами своих проблем, мотивированному саморазвитию и самосовершенствованию, осознанному формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, выбору индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
Наконец, объективно повышается интерес студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла и к научно-исследовательской деятельности в сфере педагогики, психологии и акмеологии, формируется педагогическая направленность и профессиональное самосознание будущего специалиста.
Литература
- Заглядывая в будущее столетие. Высшее образование в ХХ1 веке (по материалам ЮНЕСКО) // Образование в документах. Информационный бюллетень. №5(92).1999.
- Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.2000.
- Эхо