Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Эхов С.Ф.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена

Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования представляет собой уникальный феномен подготовки специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области общекультурных, общенаучных, психолого-педагогических, специальных профильных дисциплин, которые в современных условиях становятся остро востребованными не только в сфере образования, но и во многих других сферах жизни общества. В материалах ЮНЕСКО о перспективах высшего образования в ХХ1 веке представлено мнение о том, что университеты начинают проигрывать на рынке труда, где обостряющаяся конкуренция вынуждает отдавать предпочтение специалистам в тех или иных конкретных областях.

Однако нельзя не согласиться с мнением премьер-министра Франции Лионель Жоспен: "Высшая школа должна приспосабливаться к рынку, однако я против концепции, по которой она определяется требованиями рынка. Университеты, прежде всего, должны давать знания и квалификацию, однако это также место, где учатся демократии, гражданственности и творческому самовыражению личности" (1,99).

Выпускник современного педагогического университета объективно, по многим параметрам мог бы составить конкуренцию на рынке труда, так как в отличие от многих других специалистов он подготовлен не только как профессионал, но и как личность, как субъект деятельности.

Системное психолого-педагогическое знание, которое осваивает студент университета, обладает не только предметной, но и преобразующей силой - оно при определенных условиях "включает" в человеке им обладающим внутренние механизмы "восхождения к индивидуальности", раскрытия потенций личностной и профессиональной самореализации.

Однако, как показывает практика, это преимущество системы высшего профессионального педагогического образования используется сегодня не всегда и не в полной мере.

Качество специалиста в сфере образования характеризует его способность не только эффективно выполнять функции профессионально- педагогической деятельности (решать типичные и нестандартные проблемы и задачи, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащихся), но и активно "выстраивать" свою индивидуальность, как важнейший фактор достижения вершин профессионализма в различных видах деятельности.

Акмеология как междисциплинарная область исследований изучает главную особенность взрослого состояния человека в отличие от детства и юности - достижение зрелости (умственной, гражданской, трудовой), профессионализма и расцвета творческих способностей в различных видах профессиональной деятельности (2, 243). К сожалению, акмеологические подходы пока еще недостаточно широко внедряются в образовательную практику высшей педагогической школы. Это отчасти связано с процессом становления акмеологии, как науки, с естественным уточнением ее предмета, а также с непониманием отдельными преподавателями высшей школы специфики акмеологического знания.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального педагогического образования основы профессионально- педагогической деятельности традиционно рассматриваются в курсах психологии, педагогики в основном на 1-3 курсах. Одной из проблем данного периода обучения является неоднозначность формирования у студентов мотивации к дальнейшему занятию педагогической деятельностью, сложность и противоречивость профессионального самоопределения. Может быть именно поэтому понятия "профессионализм", "педагогическое мастерство", "продуктивная педагогическая деятельность" на младших курсах не являются для студентов личностно значимыми, а потому усваиваются формально. К сожалению, эти знания не всегда систематизируются и интегрируются должным образом в сознании будущего специалиста и на старших курсах. Психолого-педагогические курсы дисциплин остаются недостаточно интегрированными, а междисциплинарные связи носят несистемный характер. На старших курсах психолого-педагогическое знание представлено лишь через предметную сферу (методическое знание), что явно недостаточно, ведь это главное "время и пространство" для формирования педагогической направленности и компетентности будущего профессионала в сфере образования. Осуществить подобную систематизацию и интеграцию способно, как нам представляется, акмеологическое знание. Акмеологическое знание обладает спецификой, отличающей его от знания психологического и педагогического (3,95):

  • Во-первых, по своей сути это интегрированное знание о профессиональной деятельности и факторах ее продуктивности. С одной стороны оно опирается на целостное представление о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности (естествознание, физиология, гигиена, валеология, психология, социология), с другой - на теорию педагогических систем (педагогика).
  • Во-вторых, акмеологическое знание изначально личностно ориентировано, так как рассматривает не только общие закономерности продуктивного осуществления деятельности, но и, что особенно важно, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности человека с учетом общих закономерностей.
  • В-третьих, акмеологическое знание весьма технологично, так вооружает каждого студента как общими, так и присущими только ему алгоритмами и приемами выявления, развития и реализации своего творческого потенциала, индивидуальности.
Совершенствование подготовки специалистов в многоступенчатой системе высшего профессионального педагогического образования связано, как нам представляется, прежде всего, с поиском средств и организационно- педагогических условий становления студентов субъектами собственного личного и профессионального развития и максимальной самореализации, и в этой связи субъектами учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Все это требует более целенаправленного использования акмеологических идей, принципов, закономерностей и технологий в содержании профессиональной подготовки в условиях высшего профессионального педагогического образования.

Таким образом, речь может идти о разработке системы акмеологической подготовки специалистов в условиях высшего профессионального педагогического образования. Можно наметить несколько путей внедрения акмеологических знаний в содержание профессиональной подготовки специалиста сферы образования.

Одним их них является выделение акмеологических идей в нормативных психолого-педагогических курсах и использование акмеологических технологий в образовательном процессе. Научно-исследовательская работа, проведенная преподавателями кафедры акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена, позволила:

  1. Найти "акмеологический стержень" в содержании психолого- педагогической профессиональной подготовки специалистов;
  2. Согласовать основные, ключевые понятия, используемые для раскрытия акмеологических идей в содержании читаемых курсов, составить акмеологический глоссарий;
  3. Выделить акмеологические модули в содержании профессиональной подготовки специалистов на разных ступенях высшего педагогического образования;
  4. Определить основные направления и подходы к разработке методологии и процедур акмеологической диагностики студентов -будущих специалистов.
Другой, не менее важный путь - разработка программ собственно акмеологических дисциплин и включение их в учебный план за счет национально-регионального (вузовского) компонента ГОС и курсов по выбору. Такие программы разработаны, и второй год проходят апробацию на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена.

Для бакалавров образования предусмотрены следующие курсы:

  • "Основы самопознания и саморазвития личности" - активное включение студентов, начиная с первого курса, в самодиагностику, в процесс самопознания как важнейший фактор их личностного, профессионального самоопределения и развития.
  • "Акмеологический тренинг" - психолого-педагогический практикум, построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на: развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессиональной деятельности; блокирование консервативного воздействия сложившихся у студентов стереотипов и установок на ход их личностного и профессионального развития; сознательное формирование собственной " Я-концепции", ее уточнение и коррекцию.
  • "Социальное проектирование" - овладение студентами методологией и технологией проектирования авторской системы педагогической деятельности, совместного с учащимися социального и учебного проектирования.
  • "Педагогическая акмеология" - студенты знакомятся с факторами, обеспечивающими продуктивность педагогической деятельности, с традиционными и инновационными педагогическими технологиями, в том числе акмеологическими.

    Для специалистов (студентов, получающих квалификацию "учитель технологии и предпринимательства") читаются следующие акмеологические дисциплины:

  • "Педагогический менеджмент" - овладение студентами системой знаний, умений и навыков, позволяющих им эффективно строить свою профессиональную деятельность, продуктивно осуществлять функции педагогического менеджмента и самоменеджмента.
  • "Психология управления персоналом", "Профессиональная акмеология" - делаются акценты на теоретическом осмыслении студентами психологических механизмов профессионализма в педагогической и управленческой деятельности. Рассматриваются объективные и субъективные факторы продуктивности деятельности, модели становления профессионализма, осуществляется диагностика развития профессионального самосознания и профессиональной позиции, качеств и свойств, обеспечивающих личностный, профессиональный рост и самореализацию.
Для магистров образования читаются дисциплины:
  • "Психология взрослых: экспериментальная акмеология" - формирование готовности выпускника магистратуры к психологически обоснованной организации учебно-воспитательного процесса со студентами в ВУЗе, к продуктивному осуществлению научных исследований проблем высшего педагогического образования, к достижению профессионализма на основе знания закономерностей развития человека в период зрелости.
  • "Психология профессиональной деятельности" - ознакомление магистрантов с основными психологическими характеристиками любой профессиональной деятельности, а также с психологическими закономерностями продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности.
  • "Акмеология образования" - развитие профессионального мышления будущих исследователей психолого-педагогических проблем общеобразовательной и высшей школы, преподавателей высшей школы на основе овладения ими закономерностями продуктивного управления образовательными системами.
  • "Акмеография" - овладение магистрантами акмеографическим (биографическим) методом исследования жизненного и профессионального пути человека, моделирования профессиональной карьеры.
Традиционно кафедра подключает студентов к научно-исследовательской работе. Студенты участвуют в подготовке, проведении исследований в базовых образовательных учреждениях и на факультете. Ежегодно студентами под научным руководством членов кафедры выполняется более 150 курсовых и около 20 дипломных работ. Курсовые и дипломные работы, выполняемые студентами на кафедре, направлены на совершенствование содержания и технологии психолого- педагогической подготовки специалиста (разработка диагностических материалов, диагностика студентов, разработка учебных программ (или их элементов) спецкурсов, факультативов). Все чаще студенты факультета выбирают для исследования проблемы акмеологической подготовки специалистов по направлению "Технологическое образование". Успешно защищены дипломы "Психология безопасности личности в предпринимательской деятельности" (Кузьмин С.А., н.рук. доц. Эхов С.Ф.), "Психологические аспекты практической подготовки студентов к вождению автомобиля" (Дергачев Д., н.рук. доц. Эхов С.Ф.), "Становление профессионально-педагогической компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства" (Коваленко Н., н.рук. доц. Ченобытов В.А.), "Имидж деловой женщины" (Зязева Е.В., н.рук. доц. Балакирева Л.А.), "Коммуникации как основа успешной предпринимательской деятельности в малом бизнесе" (Петрова Н.В., н.рук. доц. Виноградов Ю.И.), "Профессиональный портрет выпускника ФТиП" ( Кречмер А.М. ,н.рук. доц. Коршунова Н.Н.) и другие. Совместно со студентами кафедра выпускает компьютерный вариант психолого-педагогического альманаха "Твои вершины". В нем публикуются научно-исследовательские работы студентов и преподавателей, соразмышления о проблемах профессионально-педагогической подготовки, анализ результатов теоретической и практической подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности, материалы по самодиагностике и самовоспитанию, информация о личностных и профессиональных достижениях преподавателей и студентов, советы и рекомендации по личностному и профессиональному развитию.

Как результат подобной работы многие дипломники кафедры продуктивно работают в сфере образования и предпринимательства, 2-3 выпускника ежегодно продолжают обучение в аспирантуре по педагогике или психологии и акмеологии, трое выпускников в настоящее время работают на кафедре.

Таким образом, многоуровневая система высшего профессионального педагогического образования предоставляет возможность выстраивания системы акмеологической подготовки специалистов.

При таком подходе одновременно решается ряд важных педагогических проблем:

Во-первых, происходит более осознанное освоение студентами профессиональных психолого-педагогических знаний, значимость которых становится им очевидной и практически полезной.

Во-вторых, осуществляется практическое овладение студентами методами и методиками психолого-педагогической и акмеологической диагностики и самодиагностики.

В-третьих, это способствует осознанию студентами своих проблем, мотивированному саморазвитию и самосовершенствованию, осознанному формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, выбору индивидуального образовательного и профессионального маршрута.

Наконец, объективно повышается интерес студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла и к научно-исследовательской деятельности в сфере педагогики, психологии и акмеологии, формируется педагогическая направленность и профессиональное самосознание будущего специалиста.

Литература

  1. Заглядывая в будущее столетие. Высшее образование в ХХ1 веке (по материалам ЮНЕСКО) // Образование в документах. Информационный бюллетень. №5(92).1999.
  2. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.2000.
  3. Эхо
Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39