Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Акимов С.С. Методическая система обучения основам научных исследований в технологическом образовании студентов педагогических университетов // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. Ред. коллегия С.А. Лисицын, В.П. Соломин, С.В. Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2005. – 474 с. (С. 292-295)

 Исследованию различных методических систем обучения (МСО) посвящены исследования многих авторов, которые сходятся в том, что методическая система обучения – это дидактическая структура, включающая взаимосвязанные компоненты. В качестве таких компонентов А.М. Пышкало [8], Брановский Ю.С. [3], Ванорин А.В. [1], Степанова Т.А. [10], Лобова Г.Н. [7] и др. рассматривает следующие: цели, содержание, методы, формы обучения, средства обучения.

С позиции компетентностного подхода рассматривает методическую систему обучения Смолянинова О.Г. [9]. Данильчук Е.В. [5] добавляет в структуру МСО управленческий компонент. Вариант модели методической системы обучения, предложенной Т.А. Бороненко [2] отличается наличием элементов технологического характера: технологии отбора содержания обучения; технологии отбора методов, форм и средств обучения; технологии установления связей между элементами. В рамках предложенной модели методической системы обучения Т.А. Бороненко выносит цель за рамки методической системы обучения, добавляя к компонентам (МСО) ожидаемые результаты обучения.

Методическая система обучения отражает целостную модель педагогической деятельности и выступает в качестве методологии [2]. В работе И.Б. Готской [4] понятие «методическая система обучения» трактуется с позиции системного и маркетингового подходов. Под методической системой обучения учебной дисциплине понимается совокупность взаимосвязанных элементов – содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленную на удовлетворение социально-индивидуальных, корпоративно-индивидуальных, и индивидуальных потребностей в знаниях, умениях и навыках по учебной дисциплине индивидумов при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса. При этом потребности выделяются как системообразующий фактор, а цель как – системоформирующий. Процесс зарождения и эволюции МСО включает несколько этапов: 1. первоначально МСО учебного предмета зарождается как ментальная система и ее носителем является человек-педагог; 2. будучи отраженной и закрепленной в знаковой форме (документах), МСО учебного предмета эволюционно преобразуется в знаковую закрытую систему, которая, с одной стороны, входит в качестве элемента (подсистемы низкого иерархичного уровня) в состав образовательной системы, а с другой – является идеальной моделью ожидаемого результата и формирует обобщенную цель в рамках образовательного процесса; 3. в процессе «оживления» и в ходе диалектического взаимодействия, МСО учебного предмета эволюционно преобразуется в систему более высокого иерархичного уровня – образовательную систему [4].

По мнению В.М Жучкова [6], проект методической системы обучения – это информационная модель, в которой, в документированной форме представлены и описаны: - все взаимосвязанные элементы (содержание, формы, методы, средства учебной деятельности), отбор которых обусловлен причинным системообразующим фактором формирования МСО (потребности); - сформулированы требования к организации учебного процесса; При этом элементы методической системы обучения должны быть представлены в следующих документах: утвержденной программе курса, отражающей элемент МСО – содержание; календарно-тематическом плане, в котором представлены выбранные формы, средства и методы обучения; учебно-методическом сопровождении (лабораторные работы и методические рекомендации, задания для самоконтроля и контроля знаний и т.д.).

К основным этапам проектирования методической системы обучения В.М. Жучков относит следующие: 1) Анализ структуры и содержания учебных планов; 2) Проектирование содержания; 3) Проектирование форм обучения; 4) Проектирование методов обучения; 5) Проектирование средств обучения; 6) Формулировка требований к организации учебного процесса [6].

Методическая система обучения проходит определенные этапы своего существования: 1) проектирование методической системы; 2) конструирование методической системы обучения; 3) реализация методической системы обучения; 4) анализ реализации методической системы обучения; 5) анализ методической системы обучения, породившей учебный предмет; 6) развитие методической системы [2].

В исследовании Лобовой Г.Н. (2002) [7] при разработке методической системы обучения научно-исследовательской деятельности в профессиональном образовании студентов выделены следующие ее элементы: 1. Цели: формирование способа действий исследовательской деятельности в учебном процессе; формирование способа действий исследовательской деятельности в учебно-познавательном процессе; формирование способа действий научно-исследовательской деятельности. 2. Содержание: содержание научно-исследовательской деятельности; содержание деятельности по формированию способа исследовательской деятельности (в учебном процессе; в учебно-познавательном процессе; в процессе познания); 3. Методы: методы познания; методы обучения: активные методы обучения; словесные, наглядные, практические, проблемного изложения, репродуктивные, исследовательские, самостоятельная работа, интегративного обучения и познания; 4. Формы: лекции, семинары, лабораторные работы, спецпрактимумы, занятия на базе наукоемких организаций, консультации, защита курсовых и дипломных работ, научные семинары, конференции и др. 5. Средства: дидактические: задания исследовательского характера; курсовые и дипломные работы; технические; информационные; 6. Способы контроля: текущий; итоговый: зачет, экзамен, защита дипломных и курсовых работ; самоконтроль как элемент содержания исследовательской деятельности; рецензирование: обсуждение результатов научно-исследовательской деятельности; 7. Способы коррекции: уточнение формулировки исследовательского задания, построение отдельных этапов исследования, уточнение теоретической значимости с соблюдением «чистоты» эксперимента; 8. Результат.

Методическая система обучения основам научных исследований представляет собой замкнутый цикл, включающий все уровни обучения студентов научно-исследовательской деятельности: учебно-исследовательская работа студентов, исследовательская работа студентов, научно-исследовательская работа студентов [7].

Таким образом, методическую систему обучения основам исследований в технологическом образовании студентов педагогических университетов можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов. Мы разделяем позицию И.Б. Готской, рассматривающую МСО с точки зрения системного и маркетингового подхода. Данная МСО удовлетворяет потребности социума в специалистах нового качества, потребности преподавателей в подготовке современного учителя технологии, обладающего способностью к исследовательской деятельности, потребности обучающихся в профессиональной самореализации.

МСО основам исследовательской деятельности реализуется на факультете технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И. Герцена при изучении нормативной дисциплины государственного образовательного стандарта бакалавра технологического образования «Основы исследований в технологическом образовании».

Использованная литература:

1. Ванорин А.В. Методическая система стохастической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Красноярск, 2003.

 2. Бороненко Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы. Учебное пособие для студентов. – СПб., 1997.

3. Брановский Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Автореф. дисс. доктора пед. наук. - М., 1996.

 4. Готская И.Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография. – СПб., 1999.

5. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: Автореф. дисс. доктора пед. наук. – М., 2003.

6. Жучков В.М. Теоретические основы концепции предметной области «Технология» для педагогических вузов: Монография. – СПб., 2001.

7. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. – М., 2000.

8. Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальных классах. Авторский доклад на соиск. уч. степ. доктора педагогических наук. – М., 1975.

9. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Автореф. дисс. доктора пед. наук.– СПб., 2002.

10. Степанова Т.А. Методическая система обучения курсу «Численные методы» в условиях информационно-коммуникативной предметной среды: Автореф. дисс. канд. пед. наук.– Красноярск, 2003.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39