Акимов С.С. Роль информационных технологий в научных исследованиях по направлению «Технологическое образование» // IX Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика – 2004» Санкт-Петербург (22-24 июня 2004 г.): Материалы конференции. – СПб., 2004. – 442 с. (С. 248-249).
В условиях подготовки бакалавров технологического образования решаются следующие задачи: формирование научного мышления, развитие исследовательских умений в области технологического образования. Это обуславливает приоритетное внимание к организации научно-исследовательской деятельности в рамках технологического образования. С другой стороны необходимо учитывать влияние информатизации на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на научно-исследовательскую. Актуальность приобретает использование информационных технологий в научных исследованиях.
В целом научное исследование направлено на получение нового знания (Блясова И.Ю., Богословский В.И., Герасимов И.Г., Загвязинский В.И., Извозчиков В.А., Краевский В.В., Кузнецов И.Н., Кузин Ф.А., Лебединский В.В., Лобова Г.Н. и др.) в процессе целенаправленного, системного последовательного, изучения объектов, в котором используются методы и средства науки. Это предопределяет, что целеполагание, прогнозирование в научном исследовании и сама организация его возможна при условии объективного, полного и адекватного информационного анализа состояния изучаемого объекта (проблемы) с активным применением информационных технологий.
Обобщая взгляды Богословского В.И., Загвязинского В.И., Краевского В.В. Кузина Ф.А., Кыверялга А.А., Лобовой Г.Н., Нестерова А.А., Сиденко В.М., Тряпицына С.Ю., и т.д. можно говорить о том, что логика научного исследования предполагает: поиск, структурирование, систематизацию, отбор и анализ информации, то есть владение современными способами обработки информации.
Научные исследования в технологическом образовании могут быть направлены на изучение жизненного цикла технологических знаний; содержания разнообразных технологий; оптимизации методов и средств, используемых в различных технологиях; преемственных идей технологического образования в их историческом развитии; перспектив развития технологии и т.д. При этом могут быть реализованы различные аспекты: генетический (исторический); содержательный; функциональный (технологический); прогностический; экономический и др.
Данные условия научного поиска (исследования) требуют применения информационных технологий, как условия оптимизации процесса обработки информации. Информационные технологии позволяют оценить качество содержания большой совокупности информации, учесть различные аспекты (по В.И. Смирнову): представление, хранение, распределение, передача, обработка и т.д.
Можно говорить о том, что использование информационных технологий в научных исследованиях, и в частности в области технологического образования, позволяет: 1) расширить возможности получения информации без существенных ограничений во времени и пространстве; 2) накапливать и хранить большой объем информации; 3) обрабатывать информацию: сортировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, представлять в заданном виде.
Таким образом, процесс информатизации объективно будет усиливать влияние на научно-исследовательскую деятельность, что потребует более широкого внедрения информационных технологий в планирование, проведение, анализ научных исследований вообще, и в том числе в технологическом образовании.