Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Предлагаем Вашему вниманию обзор магистерских исследований магистрантов кафедры акмеологии (защита 2002 год)

ТРОФИМОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ченобытов В.А.)

Тема: Исследование готовности студентов факультета технологии и предпринимательства к целеполаганию в образовательной области "Технология"

Объект исследования: Целеполагание как процесс выбора студентами ФТиП оптимального способа постановки целей уроков технологии и их формулирования

Предмет исследования: Готовность студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология"

Цель исследования: Определение уровня готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".

Гипотеза исследования:

Можно предположить отсутствие у студентов ФТиП высокого уровня готовности к целеполаганию в образовательной области "Технология".

Возможность повышения уровня готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология" может быть связана с внедрением в учебный процесс курса по выбору "Целеполагание в педагогике".

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
  • Уточнить и систематизировать понятийный аппарат целеполагания в педагогике;
  • Разработать модели целеполагания и готовности к целеполаганию в образовательной области "Технология";
  • Разработать методику и провести диагностику готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология";
  • Разработать программу курса по выбору "Целеполагание в педагогике" для студентов 4 курса ФТиП и методические рекомендации по ее реализации.

Основные результаты исследования:

В ходе констатирующего эксперимента близкое к правильному определение "целеполагания" дали 19% студентов 2 курса и 62% студентов 4 курса, что свидетельствует о положительной динамике в знаниях студентов благодаря психолого-педагогической и методической подготовке.

На 4 курсе студентов на высоком уровне готовности к целеполаганию не обнаружено, на среднем уровне находится 62% студентов, на низком - 38%.

Сформулированы методические рекомендации по обучению студентов целеполаганию в образовательной области "Технология" в процессе профессиональной подготовки.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Уточнен и систематизирован понятийный аппарат целеполагания в педагогике.

Разработана модель готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".

Разработаны уровни и критерии оценки готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".

В ходе исследования изучены уровни готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".

Разработана программа дисциплины по выбору "Целеполагание в педагогике" с целью обучения их постановке целей уроков по "Технологии" оптимальным способом и ее методическое обеспечение.


АКИМОВ СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Коршунова Н.Н.)

Тема: Использование идей Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) в профессиональной подготовке специалистов по направлению 540500 "Технологическое образование"

Объект исследования: Процесс становления технического образования в России середины Х1Х-начала ХХ вв.

Предмет исследования: Идеи ИРТО, актуальные в условиях современного развития технологического образования в России.

Цель исследования: Совершенствование профессиональной подготовки специалистов по направлению "Технологическое образование" на основе использования идей ИРТО

Гипотеза исследования:

Студенты ФТиП не знакомы с идеями ИРТО, что не позволяет им в полной мере осознать логику становления и развития технического и технологического образования в России.

Выходом из данной проблемной ситуации является внедрение в программу профессиональной подготовки курса по выбору " История технического и технологического образования в России", который дополнит существующие нормативные курсы "История образования и педагогической мысли", "Теория трудового обучения".

Задачи исследования:

  • Провести анализ исторической и научно-педагогической литературы с целью изучения состояния технического образования в России середины Х1Х-начала ХХ вв.;
  • На основе анализа архивных материалов изучить деятельность ИРТО по становлению технического образования в России;
  • Выделить идеи ИРТО, актуальные в современных условиях развития технологического образования в России;
  • Разработать и апробировать программу курса по выбору для студентов ФТиП "История технического и технологического образования в России"

Основные результаты исследования:

На основе изучения архивных материалов деятельности ИРТО вычленены идеи, актуальные для развития современного технологического образования: рассмотрение в качестве объектов преобразовательной деятельности различных материалов, освоение обучающимися оптимальных способов обработки материалов и преобразования энергии как условия подготовки конкурентоспособного человека; создание условий для освоения будущими работниками современных технологий в контексте деятельности человека в быстроизменяющемся мире; приоритет профессиональной подготовки на основе общего образования; организация школьного дела на основе преемственности различных уровней учебных заведений; организации профессиональных школ исходя из потребностей промышленности и перспектив развития человека.

Доказано, что в процессе освоения курса по выбору ФТиП "История технического и технологического образования в России" студенты приобретают навыки работы с архивными материалами, исторической и методической литературой. У них формируется историческое видение проблем технологического образования, возникает интерес к истории технического и технологического образования, понимание значимости деятельности ИРТО для становления и развития технического образования в России, происходит активизация личностной позиции и самовыражения студентов через выполнение разнообразных творческих работ, заданий для самостоятельной работы и саморефлексии.

Научная новизна и практическая значимость исследования:

Выявлена необходимость установления исторических взаимосвязей технического и технологического образования в России для обеспечения дальнейшего развития образования.

Выявлены основные идеи деятельности ИРТО, которые являются актуальными в развитии технологического образования в России.

Разработана и апробирована программа курса по выбору для студентов ФТиП " История технического и технологического образования в России" и ее методическое обеспечение.


ПЕРВУТИНСКИЙ ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Балакирева Л.А.)

Тема: Социальная компетентность как результат профессиональной подготовки специалистов на факультете технологии и предпринимательства.

Объект исследования: студенты 5 курса факультета технологии и предпринимательства.

Предмет исследования: социальная компетентность студентов-выпускников как результат профессиональной подготовки.

Цель исследования: выявить условия, способствующие развитию социальной компетентности студентов ФТиП.

Гипотеза исследования: Повышение уровня социальной компетентности будущего специалиста возможно при создании следующих условий:

  1. Выделение в содержании каждого блока профессионально-педагогической подготовки ценностно–мотивационного ядра;
  2. Внедрение в учебный процесс спецкурса, направленного на развитие социальной компетентности будущих специалистов;
  3. Использование технологий активного обучения.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
  2. Определить структуру социальной компетентности будущего специалиста;
  3. Выявить динамику ценностных ориентаций студентов 5-го курса 1997 и 2002 гг. обучения, как важнейшего условия развития их социальной компетентности;
  4. Определить уровни развития социальной компетентности студентов-выпускников;
  5. Разработать и апробировать программу спецкурса «Конкурентоспособность специалиста в условиях рынка образовательных услуг».

Основные результаты исследования:

Понятие социальной компетентности будущего специалиста определено через интеграцию личностных качеств, социальных умений и поведенческих факторов.

Исследование ценностных ориентаций студентов показало, что в течение 5 лет ценности студентов претерпели значительные изменения, но, несмотря на это образованность осталась в ряду приоритетных ценностей, что является важной предпосылкой для развития социальной компетентности будущих специалистов, которая тесно связана со знаниями.

Выявлена корреляционная зависимость между мотивационными ядром личности и ее социальной зрелостью.

Составленная в ходе исследования таблица «Компоненты социальной компетентности в содержании профессионально-педагогической подготовки» может служить некоторой эталонной моделью для развития социальной компетентности, а выделенные в учебных блоках дисциплин педагогические условия и средства позволяет развивать социальную компетентность будущих специалистов.

Научная новизна и практическая значимость исследования: Уточнено понятие «социальная компетентность» в контексте профессиональной деятельности; описана модель социальной компетентности и определены ее структурные составляющие в содержании каждого блока предметов учебного плана факультета технологии и предпринимательства. Разработан комплекс условий, способствующих развитию социальной компетентности будущего специалиста. Разработана и апробирована программа спецкурса «Конкурентоспособность специалиста в условиях рынка образовательных услуг».

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39