Предлагаем Вашему вниманию обзор магистерских исследований магистрантов кафедры акмеологии (защита 2002 год)
ТРОФИМОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ченобытов В.А.)
Тема: Исследование готовности студентов факультета технологии и предпринимательства к целеполаганию в образовательной области "Технология"
Объект исследования: Целеполагание как процесс выбора студентами ФТиП оптимального способа постановки целей уроков технологии и их формулирования
Предмет исследования: Готовность студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология"
Цель исследования: Определение уровня готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".
Гипотеза исследования:
Можно предположить отсутствие у студентов ФТиП высокого уровня готовности к целеполаганию в образовательной области "Технология".
Возможность повышения уровня готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология" может быть связана с внедрением в учебный процесс курса по выбору "Целеполагание в педагогике".
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
- Уточнить и систематизировать понятийный аппарат целеполагания в педагогике;
- Разработать модели целеполагания и готовности к целеполаганию в образовательной области "Технология";
- Разработать методику и провести диагностику готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология";
- Разработать программу курса по выбору "Целеполагание в педагогике" для студентов 4 курса ФТиП и методические рекомендации по ее реализации.
Основные результаты исследования:
В ходе констатирующего эксперимента близкое к правильному определение "целеполагания" дали 19% студентов 2 курса и 62% студентов 4 курса, что свидетельствует о положительной динамике в знаниях студентов благодаря психолого-педагогической и методической подготовке.
На 4 курсе студентов на высоком уровне готовности к целеполаганию не обнаружено, на среднем уровне находится 62% студентов, на низком - 38%.
Сформулированы методические рекомендации по обучению студентов целеполаганию в образовательной области "Технология" в процессе профессиональной подготовки.
Научная новизна и практическая значимость исследования:
Уточнен и систематизирован понятийный аппарат целеполагания в педагогике.
Разработана модель готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".
Разработаны уровни и критерии оценки готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".
В ходе исследования изучены уровни готовности студентов ФТиП к целеполаганию в образовательной области "Технология".
Разработана программа дисциплины по выбору "Целеполагание в педагогике" с целью обучения их постановке целей уроков по "Технологии" оптимальным способом и ее методическое обеспечение.
АКИМОВ СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Коршунова Н.Н.)
Тема: Использование идей Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) в профессиональной подготовке специалистов по направлению 540500 "Технологическое образование"
Объект исследования: Процесс становления технического образования в России середины Х1Х-начала ХХ вв.
Предмет исследования: Идеи ИРТО, актуальные в условиях современного развития технологического образования в России.
Цель исследования: Совершенствование профессиональной подготовки специалистов по направлению "Технологическое образование" на основе использования идей ИРТО
Гипотеза исследования:
Студенты ФТиП не знакомы с идеями ИРТО, что не позволяет им в полной мере осознать логику становления и развития технического и технологического образования в России.
Выходом из данной проблемной ситуации является внедрение в программу профессиональной подготовки курса по выбору " История технического и технологического образования в России", который дополнит существующие нормативные курсы "История образования и педагогической мысли", "Теория трудового обучения".
Задачи исследования:
- Провести анализ исторической и научно-педагогической литературы с целью изучения состояния технического образования в России середины Х1Х-начала ХХ вв.;
- На основе анализа архивных материалов изучить деятельность ИРТО по становлению технического образования в России;
- Выделить идеи ИРТО, актуальные в современных условиях развития технологического образования в России;
- Разработать и апробировать программу курса по выбору для студентов ФТиП "История технического и технологического образования в России"
Основные результаты исследования:
На основе изучения архивных материалов деятельности ИРТО вычленены идеи, актуальные для развития современного технологического образования: рассмотрение в качестве объектов преобразовательной деятельности различных материалов, освоение обучающимися оптимальных способов обработки материалов и преобразования энергии как условия подготовки конкурентоспособного человека; создание условий для освоения будущими работниками современных технологий в контексте деятельности человека в быстроизменяющемся мире; приоритет профессиональной подготовки на основе общего образования; организация школьного дела на основе преемственности различных уровней учебных заведений; организации профессиональных школ исходя из потребностей промышленности и перспектив развития человека.
Доказано, что в процессе освоения курса по выбору ФТиП "История технического и технологического образования в России" студенты приобретают навыки работы с архивными материалами, исторической и методической литературой. У них формируется историческое видение проблем технологического образования, возникает интерес к истории технического и технологического образования, понимание значимости деятельности ИРТО для становления и развития технического образования в России, происходит активизация личностной позиции и самовыражения студентов через выполнение разнообразных творческих работ, заданий для самостоятельной работы и саморефлексии.
Научная новизна и практическая значимость исследования:
Выявлена необходимость установления исторических взаимосвязей технического и технологического образования в России для обеспечения дальнейшего развития образования.
Выявлены основные идеи деятельности ИРТО, которые являются актуальными в развитии технологического образования в России.
Разработана и апробирована программа курса по выбору для студентов ФТиП " История технического и технологического образования в России" и ее методическое обеспечение.
ПЕРВУТИНСКИЙ ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
(Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Балакирева Л.А.)
Тема: Социальная компетентность как результат профессиональной подготовки специалистов на факультете технологии и предпринимательства.
Объект исследования: студенты 5 курса факультета технологии и предпринимательства.
Предмет исследования: социальная компетентность студентов-выпускников как результат профессиональной подготовки.
Цель исследования: выявить условия, способствующие развитию социальной компетентности студентов ФТиП.
Гипотеза исследования: Повышение уровня социальной компетентности будущего специалиста возможно при создании следующих условий:
- Выделение в содержании каждого блока профессионально-педагогической подготовки ценностно–мотивационного ядра;
- Внедрение в учебный процесс спецкурса, направленного на развитие социальной компетентности будущих специалистов;
- Использование технологий активного обучения.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- Определить структуру социальной компетентности будущего специалиста;
- Выявить динамику ценностных ориентаций студентов 5-го курса 1997 и 2002 гг. обучения, как важнейшего условия развития их социальной компетентности;
- Определить уровни развития социальной компетентности студентов-выпускников;
- Разработать и апробировать программу спецкурса «Конкурентоспособность специалиста в условиях рынка образовательных услуг».
Основные результаты исследования:
Понятие социальной компетентности будущего специалиста определено через интеграцию личностных качеств, социальных умений и поведенческих факторов.
Исследование ценностных ориентаций студентов показало, что в течение 5 лет ценности студентов претерпели значительные изменения, но, несмотря на это образованность осталась в ряду приоритетных ценностей, что является важной предпосылкой для развития социальной компетентности будущих специалистов, которая тесно связана со знаниями.
Выявлена корреляционная зависимость между мотивационными ядром личности и ее социальной зрелостью.
Составленная в ходе исследования таблица «Компоненты социальной компетентности в содержании профессионально-педагогической подготовки» может служить некоторой эталонной моделью для развития социальной компетентности, а выделенные в учебных блоках дисциплин педагогические условия и средства позволяет развивать социальную компетентность будущих специалистов.
Научная новизна и практическая значимость исследования: Уточнено понятие «социальная компетентность» в контексте профессиональной деятельности; описана модель социальной компетентности и определены ее структурные составляющие в содержании каждого блока предметов учебного плана факультета технологии и предпринимательства. Разработан комплекс условий, способствующих развитию социальной компетентности будущего специалиста. Разработана и апробирована программа спецкурса «Конкурентоспособность специалиста в условиях рынка образовательных услуг».