Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

В.Г. Первутинский

В последние годы диплом о высшем образовании приобретает всё большую ценность. Но наметилось и достаточно странное расхождение: вместе с ростом престижности высшего образования неуклонно падает ценность знаний. Как разрешить это противоречие?

В своём исследовании мы попытались определить условия, которые способствуют формированию у студентов ценностного отношения к знаниям. Эти условия, как мы предположили, лежат в организационном, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки.

В исследовании участвовали 94 студента факультета технологии и предпринимательства, 36 студентов Института внешнеэкономических связей, экономики и права и 96 учителей школ. Всем им предлагался перечень ценностей педагогической профессии, которые они должны были проранжировать.

Перечень ценностей составлен на основе методики выявления удовлетворённости профессией учителя Н.В. Кузьминой и классификации профессиональных ценностей С.Г. Вершловского. В этот перечень вошли четыре группы ценностей:

  1. Ценности высшего порядка:
    • сознание общественной важности труда учителя;
    • возможность быть полезным людям.
  2. Ценности, обусловленные спецификой педагогической деятельности:
    • возможность работы в большом коллективе;
    • возможность работы с детьми и молодёжью;
    • возможность учить, воспитывать;
    • возможность испытывать детскую любовь и привязанность к себе;
    • возможность общения с родителями учащихся;
    • желание общаться.
  3. Материальные ценности:
    • большой отпуск;
    • гарантированная зарплата;
    • хорошие условия работы;
    • престижность педагогической профессии.
  4. Ценности самореализации:
    • возможность творчества;
    • возможность самосовершенствования;
    • возможность видеть результаты своего труда;
    • возможность заниматься любимым предметом;
    • соответствие работы способностям;
    • соответствие работы характеру;
    • разнообразная работа;
    • возможность заниматься научной работой.

Все ценности были проранжированы отдельно для каждого курса, после этого мы построили структуру ценностных ориентаций студентов различных курсов. Анкетирование проводилось среди студентов I, II, III и V курсов. Мы хотели посмотреть, какая группа ценностей становится преобладающей по мере вхождения в профессию. Нас интересовала динамика ценностей в зависимости от года обучения. Оказалось, что за один учебный год ценности студентов факультета изменились. Если в прошлом учебном году из 45 студентов первого курса 40 отмечали значимость профессии учителя, то в этом году они, выбирая Педагогический университет, абитуриенты связывали свои жизненные планы с профессией менеджера, предпринимателя, бизнесмена.

Если в прошлом году студенты младших курсов отдавали предпочтение возможности общения, то теперь так же высоко его оценивают студенты старших курсов. Старшекурсники участвовали в анкетировании после педагогической практики в школе, что отразилось на результатах ответов на вопросы. Они уже соотносят профессию учителя со своими способностями и характером. В деятельности учителя для них значимы возможность творчества, инициативность и активность. Они уделяют большое внимание практической стороне деятельности: стабильная заработная плата, большой отпуск, хорошие условия работы. Если сравнить результаты анкетирования прошлого и нынешнего учебного года, то оказывается, что социальные условия частично изменили подход к профессиональным ценностям. Так, старшекурсники готовы поступиться возможностью творчества ради высокого заработка. Учителя более осознанно подходят к ценностям профессии. Профессиональные ценности они связывают с личным отношением к профессии. Так, для всех опрошенных значима любовь к детям. На наш взгляд любовь к детям не определяет уровень профессионализма, но вместе с тем, без этого качества невозможен учитель.

Все опрошенные учителя считают, что в их работе необходимы высокая общая культура, интеллект и увлечённость своим предметом. При отсутствии этих показателей работа превращается в тяжкую повинность, и вызывает различные психические нарушения.

Учителя анкетируемой школы обладают хорошим чувством патриотизма к своей школе, поэтому они считают её выше других, гордятся существующими традициями. Основные задачи современной школы учителя видят в формировании прочных знаний по предмету и в развитии личности каждого ребёнка. Эти задачи приобретают ценностно-смысловой характер для каждого педагога, побуждают его к повышению квалификации и самосовершенствованию. Учителя отмечают хороший микроклимат созданный в школе, и это тоже становится условием формирования ценностей. В структуре общественно-значимых ценностей преподаватели отдают предпочтения "вечным": жизнь, здоровье, друзья, общение, семья.

Комплексная диагностика показала, что современный учитель, несмотря на довольно сложные условия труда, любит свою профессию, ценит возможность творческого роста, гордится своей причастностью к воспитанию молодого поколения. Беседы, проведенные с молодыми педагогами, свидетельствуют, что даже те, кто попали в школу случайно, испытывают удовлетворение от работы, гордость за свой труд. Учителя школы № 103, с которыми мы беседовали, отмечают не только творческий характер деятельности, но и свободу собственных действий. Они подчеркивают значимость изучения инновационных технологий не по литературе, а на практике. Когда мы попросили вспомнить учителей о студенческих годах, все они признавали, что было интересно, но реальная работа оказалась значительно сложнее, чем студенческие представления о ней. И хотя мнение о профессии педагога достаточно высокое, необходимость повышения престижа профессии в глазах населения отмечается и студентами и педагогами.

ЦенностиУчителяСтуденты
Альтруистические1 (82%)2 (86%)
Самореализации21
Общественно-значимые34
Материальные43

В целом приведенная таблица свидетельствует, что студенты и учителя близки в выборе ценностей, но часто вкладывают в них разное содержание. Так, учителя хотят, например, чтобы их труд ценили и уважали. Студенты же настроены пессимистически: "не уважают, и не будут уважать". При этом ни студенты, ни учителя не увидели своей личной роли в поднятии престижа профессии.

Таким образом, проведенное исследование позволило предложить систему работы со студентами, способствующую формированию профессиональных ценностей. Прежде всего, сюда включается созданная на факультете система педагогического взаимодействия, в которую входят не только изучение дисциплин психолого-педагогического блока, но и изучение специальных предметов.

К организационно-содержательным условиям профессиональной подготовки можно отнести:

    вовлечение студентов в активное соразмышление о сущности педагогической профессии через решение педагогических задач, написание творческих сочинений;
  • разработку концепции педагогической практики, предполагающей поэтапное формирование профессиональных умений;
  • включение в содержание занятий анализа передового педагогического опыта;
  • планирование на каждом практическом занятии рефлексивно- оценочного этапа по схеме: были ли достигнуты цели занятия; все ли участники занятия чувствовали себя свободно; где могут пригодиться полученные знания; что, на ваш взгляд, нужно подкорректировать в занятиях, удовлетворяет ли вас собственная работа и деятельность сокурсников: определите ценности занятия;
  • организацию воспитательного воздействия занятий при помощи мастер - классов и метода примера;
  • проведение профдиагностики на первом этапе обучения;
  • гуманитаризацию всех предметов;
  • внедрение педагогического менеджмента в процесс обучения (особенно, самоменеджмента);
  • ориентацию студентов на развитие творческих способностей путём организации научно-исследовательской деятельности и участия в СНО, конкурсах, олимпиадах;
  • оказание студентам помощи в профессиональном самоопределении.

На наш взгляд, эти условия могут стать определяющими и для формирования личностно-значимых качеств и профессионально-ценностной ориентации будущих специалистов.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39