В.Г. Первутинский
В последние годы диплом о высшем образовании приобретает всё большую ценность. Но наметилось и достаточно странное расхождение: вместе с ростом престижности высшего образования неуклонно падает ценность знаний. Как разрешить это противоречие?
В своём исследовании мы попытались определить условия, которые способствуют формированию у студентов ценностного отношения к знаниям. Эти условия, как мы предположили, лежат в организационном, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки.
В исследовании участвовали 94 студента факультета технологии и предпринимательства, 36 студентов Института внешнеэкономических связей, экономики и права и 96 учителей школ. Всем им предлагался перечень ценностей педагогической профессии, которые они должны были проранжировать.
Перечень ценностей составлен на основе методики выявления удовлетворённости профессией учителя Н.В. Кузьминой и классификации профессиональных ценностей С.Г. Вершловского. В этот перечень вошли четыре группы ценностей:
- Ценности высшего порядка:
- сознание общественной важности труда учителя;
- возможность быть полезным людям.
- Ценности, обусловленные спецификой педагогической деятельности:
- возможность работы в большом коллективе;
- возможность работы с детьми и молодёжью;
- возможность учить, воспитывать;
- возможность испытывать детскую любовь и привязанность к себе;
- возможность общения с родителями учащихся;
- желание общаться.
- Материальные ценности:
- большой отпуск;
- гарантированная зарплата;
- хорошие условия работы;
- престижность педагогической профессии.
- Ценности самореализации:
- возможность творчества;
- возможность самосовершенствования;
- возможность видеть результаты своего труда;
- возможность заниматься любимым предметом;
- соответствие работы способностям;
- соответствие работы характеру;
- разнообразная работа;
- возможность заниматься научной работой.
Все ценности были проранжированы отдельно для каждого курса, после этого мы построили структуру ценностных ориентаций студентов различных курсов. Анкетирование проводилось среди студентов I, II, III и V курсов. Мы хотели посмотреть, какая группа ценностей становится преобладающей по мере вхождения в профессию. Нас интересовала динамика ценностей в зависимости от года обучения. Оказалось, что за один учебный год ценности студентов факультета изменились. Если в прошлом учебном году из 45 студентов первого курса 40 отмечали значимость профессии учителя, то в этом году они, выбирая Педагогический университет, абитуриенты связывали свои жизненные планы с профессией менеджера, предпринимателя, бизнесмена.
Если в прошлом году студенты младших курсов отдавали предпочтение возможности общения, то теперь так же высоко его оценивают студенты старших курсов. Старшекурсники участвовали в анкетировании после педагогической практики в школе, что отразилось на результатах ответов на вопросы. Они уже соотносят профессию учителя со своими способностями и характером. В деятельности учителя для них значимы возможность творчества, инициативность и активность. Они уделяют большое внимание практической стороне деятельности: стабильная заработная плата, большой отпуск, хорошие условия работы. Если сравнить результаты анкетирования прошлого и нынешнего учебного года, то оказывается, что социальные условия частично изменили подход к профессиональным ценностям. Так, старшекурсники готовы поступиться возможностью творчества ради высокого заработка. Учителя более осознанно подходят к ценностям профессии. Профессиональные ценности они связывают с личным отношением к профессии. Так, для всех опрошенных значима любовь к детям. На наш взгляд любовь к детям не определяет уровень профессионализма, но вместе с тем, без этого качества невозможен учитель.
Все опрошенные учителя считают, что в их работе необходимы высокая общая культура, интеллект и увлечённость своим предметом. При отсутствии этих показателей работа превращается в тяжкую повинность, и вызывает различные психические нарушения.
Учителя анкетируемой школы обладают хорошим чувством патриотизма к своей школе, поэтому они считают её выше других, гордятся существующими традициями. Основные задачи современной школы учителя видят в формировании прочных знаний по предмету и в развитии личности каждого ребёнка. Эти задачи приобретают ценностно-смысловой характер для каждого педагога, побуждают его к повышению квалификации и самосовершенствованию. Учителя отмечают хороший микроклимат созданный в школе, и это тоже становится условием формирования ценностей. В структуре общественно-значимых ценностей преподаватели отдают предпочтения "вечным": жизнь, здоровье, друзья, общение, семья.
Комплексная диагностика показала, что современный учитель, несмотря на довольно сложные условия труда, любит свою профессию, ценит возможность творческого роста, гордится своей причастностью к воспитанию молодого поколения. Беседы, проведенные с молодыми педагогами, свидетельствуют, что даже те, кто попали в школу случайно, испытывают удовлетворение от работы, гордость за свой труд. Учителя школы № 103, с которыми мы беседовали, отмечают не только творческий характер деятельности, но и свободу собственных действий. Они подчеркивают значимость изучения инновационных технологий не по литературе, а на практике. Когда мы попросили вспомнить учителей о студенческих годах, все они признавали, что было интересно, но реальная работа оказалась значительно сложнее, чем студенческие представления о ней. И хотя мнение о профессии педагога достаточно высокое, необходимость повышения престижа профессии в глазах населения отмечается и студентами и педагогами.
Ценности | Учителя | Студенты |
Альтруистические | 1 (82%) | 2 (86%) |
Самореализации | 2 | 1 |
Общественно-значимые | 3 | 4 |
Материальные | 4 | 3 |
В целом приведенная таблица свидетельствует, что студенты и учителя близки в выборе ценностей, но часто вкладывают в них разное содержание. Так, учителя хотят, например, чтобы их труд ценили и уважали. Студенты же настроены пессимистически: "не уважают, и не будут уважать". При этом ни студенты, ни учителя не увидели своей личной роли в поднятии престижа профессии.
Таким образом, проведенное исследование позволило предложить систему работы со студентами, способствующую формированию профессиональных ценностей. Прежде всего, сюда включается созданная на факультете система педагогического взаимодействия, в которую входят не только изучение дисциплин психолого-педагогического блока, но и изучение специальных предметов.
К организационно-содержательным условиям профессиональной подготовки можно отнести:
-
вовлечение студентов в активное соразмышление о сущности
педагогической профессии через решение педагогических задач,
написание творческих сочинений;
- разработку концепции педагогической практики, предполагающей поэтапное формирование профессиональных умений;
- включение в содержание занятий анализа передового педагогического опыта;
- планирование на каждом практическом занятии рефлексивно- оценочного этапа по схеме: были ли достигнуты цели занятия; все ли участники занятия чувствовали себя свободно; где могут пригодиться полученные знания; что, на ваш взгляд, нужно подкорректировать в занятиях, удовлетворяет ли вас собственная работа и деятельность сокурсников: определите ценности занятия;
- организацию воспитательного воздействия занятий при помощи мастер - классов и метода примера;
- проведение профдиагностики на первом этапе обучения;
- гуманитаризацию всех предметов;
- внедрение педагогического менеджмента в процесс обучения (особенно, самоменеджмента);
- ориентацию студентов на развитие творческих способностей путём организации научно-исследовательской деятельности и участия в СНО, конкурсах, олимпиадах;
- оказание студентам помощи в профессиональном самоопределении.
На наш взгляд, эти условия могут стать определяющими и для формирования личностно-значимых качеств и профессионально-ценностной ориентации будущих специалистов.