Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"
В.А. Ченобытов
кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологи РГПУ им. А.И. Герцена

Технология педагогического проектирования - это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире - действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.

Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики. В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.

Для поколений нынешних студентов, вступающих в XXI век, решающей сферой приложения жизненных сил оказывается деятельность, направленная на самопознание, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, самоизменения.

В условиях социально-экономических перемен прямое наследование и копирование социального опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем обучающихся становится, во многом, бесполезной.

Повышается уровень "технологичности" производства, услуг, жизни вообще как общемировая тенденция. Следовательно, актуальной для каждого становится задача повышения уровня "технологичности" собственной жизнедеятельности, обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов, вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности. Именно в этот момент снова стали актуальными идеи об "обучении с помощью проектов".

"Качество, эффективность, рациональность выбора определяется уровнем развития новой грани человеческой образованности - способности к проектной деятельности, интеллектуальной по своему характеру и призванной до "пробы в реальном материале" исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценить последствия реализации тех или иных замыслов". (В.Е.Радионов)1

Почему мы идем этим путем? Потому что современному обществу нужны качественно новые характеристики конкурентоспособных образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, практико- и жизненноориентированность, ценностносообразность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной сфере. Требуются новые смыслы педагогическим традициям, не утратившим актуальности, переосмысление имевшегося и когда-то отвергнутого опыта.

В традиционной же педагогике приоритет отдается знаниям, умениям и навыкам, что приводит к чрезмерному интеллектуализму, а в результате - к господству технократического мышления, для которого характерен приоритет средства над целью, частной цели над смыслом и человеческими интересами и потребностями, техники над человеческими ценностями. Следствие - отрыв образования от культуры. Современное же понимание сущности образования связывается с понятием культуры. О.Е. Лебедев дает следующее определение образования. "Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества" 2.

Общеизвестно, что личность формируется в деятельности. "Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей". 3

Для того, чтобы человек стал человеком, он должен выйти из пространства предметов в пространство деятельностей. Именно в них скрыты и межпредметные, а вместе с тем и содержательные связи. Реальный мир для студента так и останется несвязанной суммой предметов (дисциплин) учебного плана, так и придется заставлять его устанавливать межпредметные связи, пока мы не возьмемся за разработку и реализацию любого проекта. Межпредметные связи ищутся не там, где они потеряны. Они ищутся на уровне связи двух-трех учебных предметов, на уровне содержания обучения, и практически никогда - методов познания действительности.

На самом же деле, подлинные межпредметные связи, реализуемые без принуждения, естественно необходимые как средство целостного видения и познания науки, культуры, социума, жизни содержатся в том проблемном поле жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, для познания которого у них есть потребности и мотивы, цели и смыслы.

Формирование проектной культуры, по нашему мнению, принципиально невозможно без ценностно-смыслового самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме. Многие инновации терпят крах или тихо угасают потому, что их создатели практически всегда пренебрегают парадигмальной рефлексией.

Как справедливо отмечают Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына, для того, "чтобы решить на современном уровне какой-либо дидактический вопрос, необходим выбор той или иной философской концепции познания, выбор соответствующей психологической теории обучения (учения), ценностное согласование с собственными мировоззренческими взглядами, наконец, сравнение выбранных для междисциплинарного синтеза положений с теми, которые не были выбраны для развития исследовательской позиции". 4

При этом, приступая к обучению студентов педагогическому проектированию, мы опираемся на следующие основные концептуальные положения, которые своим источником имеют смену образовательной парадигмы, произошедшую в связи со сменой типа культурно- исторического наследования:

  • в рамках новой парадигмы проектируются педагогические условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и содействующие их собственному становлению;
  • принципиальным является положение о диверсификации средств освоения культуры субъектами образовательного процесса, критериальном характере отбора альтернативных средств, вероятностном характере возможных решений;
  • ориентацию проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам по себе разрабатываемый проект;
  • отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, опора на идеи культуро, - природо- и социосообразности образовательной системы школы;
  • рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;
  • проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования социума практикоориентированности и реализуемости;
  • освоение проектной культуры позволяет устранить феномен, который мы называем "информационным дисбалансом образования". Он состоит в том, что студенты в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность;
  • проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности. Создавая условия для формирования у студентов, как будущих специалистов, проектной культуры, мы преследуем следующие цели:
  • внесение таких изменений в личность субъектов образовательного процесса, которые позволили бы студенту как личности проявить признаки, свидетельствующие об овладении им проектной культурой;
  • создание мотивационных, организационно-педагогических и иных условий, способствующих овладению проектной культурой;
  • изменение характера, типа, стиля отношений в системах "студент- студент", "студент-преподаватель";
  • разнообразие видов деятельности и способов освоения действительности субъектами образовательного процесса;
  • изменение образовательной среды и облика факультета;
  • расширение и углубление жизненного опыта студентов и профессионального мастерства педагогов;
  • самореализация, самоактуализация субъектов образовательного процесса;
  • социализация студентов, повышение их творческого потенциала, мотивация достижений, создание ситуации Успеха, формирование устойчивой познавательной потребности.
Осмысление путей становления профессионально-педагогической компетентности студентов позволило найти и внести в программу их психолого-педагогической подготовки новую интегративную идею: "Формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса с целью их творческого, личностного и профессионального самоопределения".

Практическая реализация указанной идеи охватывает все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую в их сложной взаимосвязи.

Научно-исследовательская - требует разработки теоретических основ самого феномена "проектная культура", выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная - направлена на создание педагогической системы, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и описание технологии ее функционирования.

Воспитательная - ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива преподавателей и студентов с целью формирования у последних проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности. Образовательная - ориентирована на включение технологий проективного образования непосредственно в процесс обучения, как по основным, так и дополнительным образовательным программам.

Управленческая - требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проективного образования в учебный процесс факультета.. "В последнее время в педагогической теории и практике, - отмечает С.А. Писарева, - получает распространение идея проектирования как способа решения проблем в различных сферах и видах деятельности. Высказывается мысль о том, что на смену традиционным культурам (религиозной и научной) приходит проектная культура, ориентированная на созидательные возможности человека. Под формированием проектной культуры понимается воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значимых проектов". И далее: "Дело заключается в том, чтобы обучить учащихся общим основам проектирования, принципам разработки проектов для любой сферы деятельности, научить школьников выявлять факторы, способствующие и препятствующие реализации проектов, рассчитывать ресурсы, необходимые для воплощения проектов в жизнь".5

По существу понятие "проектная культура" является интегральным, и ее можно определить как "социально-прогрессивную, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом:

  • являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия);
  • направленную на преобразование окружающей их действительности;
  • на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности;
  • на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов" (определение наше - В.А.Ч.).
Нам представляется, что осознанное, мотивированное включение студентов и преподавателей в проектировочную деятельность позволит вернуть образованию культурный, нравственный, личностный и вместе со всем этим предметно-содержательный или предметно-деятельный контекст и смысл, которые в настоящее время практически утрачены.

Мы сможем преодолеть указанный отрыв и вернуть утраты тогда, когда поймем, что студент по натуре, сущности своей, - деятель, и смыслы его жизнедеятельности простираются далеко за границы словесных абстракций преподавателей и страниц учебников по педагогике и психологии. Здесь нам на помощь и приходит проектировочная деятельность как способ преодоления всевозможных "отрывов" и формирования проектной культуры субъектов.

Если в результате парадигмального самоопределения мы понимаем сущность образовательного процесса как процесса "образования личности в смысле ее становления, созидания, самоосуществления", то формирование проектной культуры, наряду с традиционным обучением, играет в этом самую существенную роль. Сформулированное нами определение проектной культуры в соотнесении с определением личности, данным К.К. Платоновым, полностью подтверждает сделанный вывод.

По мнению К.К. Платонова, "Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой, обществом и своей совестью" 6. Признаки, содержащиеся в данном определении, как нельзя лучше передают сущность того, что происходит в реальном процессе совместного со студентами проектирования.

Еще раз хочется подчеркнуть мысль о том, что процесс формирования проектной культуры, - если мы действительно хотим чтобы он вносил глубинные, сущностные изменения в личность, - невозможен без самоопределения субъектов в гуманистической парадигме, осмысления ими понятия "личность", создания условий для овладения проектной культурой.

Процесс формирования проектной культуры личностно значим. Личность, овладевшая проектной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность "от замысла до результата", вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

В основании таких способностей лежат:

  • ценностно-смысловое самоопределение личности;
  • овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры;
  • гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой);
  • уровень образованности личности;
  • индивидуально-типологические особенности личности.
Личность, овладевшая проектной культурой, обладает следующими признаками:
  • осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ;
  • овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;
  • достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности;
  • знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности;
  • умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;
  • достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность;
  • способна ставить перед собой (для себя) "нравственно чистые цели";
  • готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);
  • способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;
  • владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;
  • владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда;
  • осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;
  • умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.
К условиям овладения личностью проектной культурой относятся:
  • мотивация личности на овладение проектной культурой и разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования;
  • содержание образования, зафиксированное в образовательных программах;
  • организация процесса проектирования как системообразующей деятельности.
Проективное образование, реализуемое через мотивированное включение студентов в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и обладающим рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести:
  • социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие облик факультета и школы;
  • реальную включенность студентов не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его;
  • возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для студентов;
  • получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность факультета и свою собственную;
  • постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных вопросов;
  • свободное творческое самовыражение студентов, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени;
  • ощущение реальной пользы, которую принесет разработанный и внедренный проект школе, факультету;
  • освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;
  • иной уровень, иное качество, иное содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса;
  • большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их "отрыва" от предметного содержания конкретной учебной дисциплины;
  • необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного обучения;
  • использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов;
  • большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования;
Задача современного обучения (и шире - образования) состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности.

Действительно, на протяжении последних десятилетий в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является курс на создание для обучающихся возможностей занимать активную, т.е. инициативную позицию в учебном процессе. Не просто "усваивать" предлагаемый педагогом (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном, как на окончательной истине. В этом направлении ведутся поиски, цель которых - превращение учебной деятельности в живое заинтересованное решение проблем на основе проектного обучения. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Учебный проект - это такой способ обучения, при котором обучающийся убеждается сегодня в том, что образование - сила, способная преобразовать его жизнь и жизнь окружающих к лучшему.

Проектное обучение активизирует истинное учение, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда. Проектирование как процесс представляет собой закономерное, качественное изменение (ра
звитие) состояния, как проектируемых объектов (процессов, систем), так и самих субъектов проектирования.

Педагогический процесс есть способ жизнедеятельности педагогических систем. Собственно системы и проектируются в целях создания благоприятных условий для развития личности и реализации педагогических процессов.

Педагогический процесс есть главный для будущего педагога объект проектирования. Здесь проектируется каждый структурный элемент процесса, от цели до получения полезного педагогического результата: и содержание, и формы организации процесса, и условия эффективной организации, и отношения субъектов, и система оценки качества процесса, и механизмы усвоения знаний и формирования умений и многое другое.

Полезный педагогический результат представляет собой тот образ, на который ориентируются все остальные задачи проектирования и его функциональные направления (анализ, диагностика, прогнозирование, моделирование, конструирование, управление преобразованиями, экспертиза).

Педагогическое моделирование - это процесс:

  • определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов;
  • определения состава и структуры педагогических систем, процессов, ситуаций;
  • представления созданных моделей в определенной знаково- символической форме.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка (детализация, декомпозиция) созданной модели в логике проектирования и доведение ее до уровня описания механизма получения полезного педагогического результата, т.е. до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

Проект начинается с моделирования, с определения ценностей (принцип - тоже ценность!), а в их пространстве - целей. Разрабатывая проект, его авторы на основе определенных методологических подходов доказывают свое видение целей и способов их достижения в рамках определенной системы ценностей. В связи с этим необходимо различать состав и структуру процесса проектирования и объекта проектирования как системы, представляемой в той или иной форме.

Состав процесса проектирования есть ни что иное, как логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла до получения полезного педагогического результата.

Структура процесса проектирования - это связи между отдельными шагами (этапами) проектирования. Это связи преемственные, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.

Состав проекта - это состав проектируемой педагогической системы (образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов), системообразующего фактора и системообразующей деятельности.

Структура проекта - это описание связей между элементами (компонентами) проектируемой системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.

На факультете технологий и предпринимательства созданы и реализуются определенные условия для формирования проектной культуры субъектов образовательного процесса. В шестом семестре читается нормативный курс "Педагогическое проектирование" объемом 28 часов. В нем рассматриваются такие вопросы как:

  • Сущность педагогического проектирования как особой области педагогической деятельности.
  • Логика проектирования педсистем, процессов и ситуаций различной степени общности, сложности и целостности.
  • Диагностика в логике педпроектирования.
  • Проектирование качеств знаний учащихся как компонента личностных достижений.
  • Проектирование целей и результатов обучения.
  • Проектирование содержания образования: уровни, принципы, критерии.
  • Формы проектирования содержания образования.
  • Анализ и оценка педагогических проектов и результатов их апробации.
  • Педагоги и учащиеся как субъекты проектирования. Проектная культура. Ученический проект: от замысла до результата.
  • Проектирование процесса воспитания как педсистемы.
  • Проектирование качеств личности как компонента личностных отношений.
  • Проектирование воспитательных отношений в педагогическом процессе.
  • Проектирование индивидуальных воспитательных воздействий.
  • Проектирование критериев и показателей эффективности воспитания.
Предусмотренные программой курса 14 лабораторно-практических работ выстроены в логике педагогического проектирования, поскольку подготавливают студентов к выполнению курсового проекта, который является полноценным педагогическим проектом, ориентированным на получение полезного педагогического результата в практике. Студентам предлагается для педагогического проектирования более 50 тем педагогических проектов, являющихся актуальными как для современной системы образования в целом, так и для петербургской системы в частности. Вместе с тем, студенты могут предложить для проектирования и собственные темы, отражающие их познавательные интересы.

Почему же все-таки формирование проектной культуры является новой гранью образованности?

Традиционное обучение является предметным, оно формирует "лоскутное" мировоззрение, поскольку совокупность монопредметных знаний не позволяет формировать системное мышление и системное видение мира. Проблема межпредметных связей все еще далека от своего решения и вряд ли будет решена в рамках традиционного обучения в связи с тем, что педагог до сих пор остается "монопредметным". Содержание образовательных программ усложняется, при этом дефицит времени не позволяет серьезно включать межпредметные связи, а мотивация учения при доминирующем монологическом обучении крайне низка.

Образованность как совокупность преподнесенных и усвоенных предметных знаний, ценностей, ограниченный опыт коллективных отношений и творческой внутрипредметной деятельности уже не соответствует реалиям не то что завтрашнего, но и сегодняшнего времени.

Развитие начинается там, где личность сталкивается с проблемой, противоречием и необходимостью их разрешения. Проектирование полипроблемно. Оно требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, реализации логики проектирования в совместной деятельности. Оно требует, и умения отстаивать собственное мнение, и высказывать суждения и умозаключения, и учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами коллективного труда.

Поскольку под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт, постольку формирование проектной культуры обеспечивает эту образованность, высвечивая ее новые грани.

-------------------------------------------------------------------
1 Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1996. С.25.
2 Лебедев О.Е. Цели школьного образования. В кн. Российская школа: время перемен. - СПб. 2000, С.24.
3 Там же. С.23.
4 Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб.: 1997. - С. 9.
5 Писарева С.А. Формирование познавательной базы и универсальных способов решения значимых для учащихся проблем. //Петербургская школа: образовательные программы. /Под ред. О.Е. Лебедева. - СПб.: 1999, С. 64.
6 Платонов К.К. О системе психологии. - М.: 1974. - С. 46.

Студентам ФТиП:
ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
Официальная информация:

Книжная полка:

Полезные ресурсы:

Учись учиться:
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


[design and programming by eds]
e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39