Акмеология (от греч. Akme - пик, расцвет, совершенство) - наука о закономерностях восхождения человека к индивидуальности и достижения им вершин совершенства в различных сферах жизнедеятельности.
ТВОИ ВЕРШИНЫ

Проект кафедры акмеологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Сайт РГПУ им. А. И. Герцена
Наши партнеры:
Помощь в создании и продвижении сайта студия "Акцепт"

Направление: 540500 Технологическое образование
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 2
Количество часов на дисциплину: 64
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 16, из них лекций - 16

Цель дисциплины:

Целевое назначение курса состоит в том, чтобы, опираясь на:

  • потребности, интересы, ориентации магистрантов в области высшего педагогического образования;
  • на их представления о педагогике, педагогической деятельности;
  • на представления о себе как развивающейся личности, самоопределяющемся профессионале;
  • на опыт изучения дисциплин психолого-педагогического и общекультурного блоков;
содействовать развитию педагогической культуры магистрантов, на базе которой может быть сформировано их концептуальное мышление и осуществлен выбор концептуальных оснований будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • овладение магистрантами методологическими знаниями и умениями в области анализа существующих и проектируемых образовательных концепций и систем;
  • создание условий для успешного овладения магистрантами научно- педагогическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области педагогической науки.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Научность - принцип, требующий отображения педагогической науки как развивающейся системы, имеющей сложную структуру;
Практикоориентированность - принцип, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач;
Культуросообразность - принцип, ориентирующий на отбор научных знаний, помогающих решению педагогических задач в конкретных социокультурных условиях;
Жизнесообразность - принцип, требующий учета актуальных потребностей всех тех, кто включен в процесс освоения данного содержания;
Целостность - принцип, предполагающий обеспечение единства отдельных частей курса, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий, связей с другими педагогическими дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным и предметным блоками;
Модульность - принцип, ориентирующий на выделение в целостном курсе обязательных единиц содержания, характер связи между которыми может быть различным;
Вариативность - принцип, допускающий введение в содержание дополнительных элементов и выстраивание единиц содержания в авторской логике;
- принцип, предполагающий возможность освоения одного и того же материала на разных уровнях: базовом, "продвинутом", углубленном.

Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в процессе индивидуальных собеседований и консультаций магистрантов с преподавателем при выполнении ими заданий для самостоятельной работы.

Итоговая аттестация

    Итоговая аттестация знаний и умений магистрантов, освоивших курс, осуществляется в форме зачета, на котором они должны ответить на проблемные вопросы:
  1. Стоит ли перед образовательным учреждением, разрабатывающим образовательную программу (ОП), проблема выбора парадигмального основания создаваемой ОП?
  2. Какая из существующих образовательных парадигм может лежать в основании проектируемой воспитательной системы ОУ? Почему?
  3. Проведите сравнительный анализ существующих образовательных парадигм.
  4. . Каков результат Вашего профессионального самоопределения по отношению к существующим образовательным парадигмам?
  5. Раскройте сущность одной-двух психолого-педагогических теорий и определите их парадигмальные основания.
  6. Какая из известных Вам образовательных концепций по Вашему мнению наиболее широко распространена в практике? Почему?
  7. В чем Вы видите причины доминирования в школе объяснительно- репродуктивного обучения?
  8. Возможна ли на практике реализация концепции личностно- ориентированного обучения? Или она носит абстрактный характер?
  9. Возможна ли организация изучения всех школьных предметов на основе концепции проектного образования?
  10. Какие парадигмальные основания лежат в основе Петербургской концепции образования?
  11. Возможна ли реализация разных образовательных концепций на основе одной-двух образовательных технологий?
Основное содержание

Методологические основания проектирования концепций образования.
Понятие о парадигме. Парадигма как философское основание разработки образовательных концепций. Содержание современных образовательных парадигм. Личностное самоопределение по отношению к парадигмам и его последствия. Психолого-педагогические теории и их отношение к образовательным парадигмам. Понятие об образовательной концепции.

Образовательная парадигма как источник разработки образовательных концепций и систем.
Естественнонаучная парадигма. Технократическая парадигма. Гуманистическая парадигма. Эзотерическая парадигма. Варианты образовательных концепций и систем, имеющих разное парадигмальное основание.

Концепции и технологии.
Объективная взаимосвязь образовательных концепций и технологий. Технологии реализации различных образовательных концепций.

Концепции личностно-ориентированного обучения.
Парадигмальные основания концепции личностно-ориентированного обучения. Психолого-педагогические закономерности, положенные в основание концепции личностно-ориентированного обучения. Содержание концепции личностно-ориентированного обучения. Технологии реализации концепции личностно-ориентированного обучения.

Концепции гимназического и лицейского образования.
Парадигмальные основания концепций гимназического и лицейского образования. Психолого-педагогические закономерности, положенные в основание концепций гимназического и лицейского образования. Содержание концепций гимназического и лицейского образования. Технологии реализации концепций гимназического и лицейского образования.

Концепция проектного образования.
Парадигмальные основания концепции проектного образования. Психолого- педагогические закономерности, положенные в основание концепции проектного образования. Содержание концепции проектного образования. Технологии реализации концепции проектного образования.

Петербургская концепция образования.
Парадигмальные основания Петербургской концепции образования. Содержание Петербургской концепции образования. Отличия Петербургской концепции образования от других образовательных концепций.

Организация самостоятельной работы

В процессе самостоятельной работы магистранты выполняют типовые задачи и задания курса:

  • Подготовить выступление по теме по 2-3 первоисточникам.
  • Сравнить педагогические позиции авторов, выявить в их взглядах общее и особенное.
  • На основе анализа первоисточников выделить различные подходы к описанию педагогических парадигм.
  • Подобрать научно-педагогическую литературу по заданной проблеме. Дать краткую аннотацию прочитанного, составить тезисы, план выступления, реферат.
  • Предложить конкретную методику изучения определенной педагогической системы. Выявить ее парадигмальные основания и принадлежность к определенной педагогической концепции.
  • Предложить возможные варианты технологий реализации определенной педагогической концепции.
Также магистранты выполняют задания, требующие самостоятельного поиска решения:
  • Подготовка сочинения на педагогическую тему.
  • Написание реферата по определенной проблеме.
  • Составление словаря педагогических понятий по проблемам методологии и философии образования.
  • Разработка диагностических методик и программы их реализации.
  • Составление хрестоматии по философии и методологии педагогики.
Основные понятия
  • Образовательная парадигма, образовательная концепция, образовательная система;
  • Технологии реализации концепций и систем;
  • Психолого-педагогическая теория, личностное самоопределение; личностно-ориентированное обучение.
Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Гусинский Э.Н. Образование личности. М. 1994.
  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М. 1999.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. 1994.
  4. Козлова В.Н. Введение в теорию воспитания. М. 1994.
  5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб. 1999.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С. М. 1999.
  7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.1999.
  8. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М. 1998.
  9. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. М. 1997.
б) дополнительная литература
  1. Безрукова В.С. Педагогика. Екб.1996.
  2. Караковский В.А., и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М. 1996.
  3. Образовательная программа - маршрут ученика./Под ред. Тряпицыной А.П. СПб. 1998.
  4. Педагогика./Под ред. Пидкасистого П.И. М.1996.
  5. Педагогические мастерские: теория и практика./Сост. Белова Н.Н., Мухина И.А. СПб.1998.
  6. Петербургская школа: образовательные результаты./Под ред. Лебедева О.Е. СПб. 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика. М. 1996.
  8. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М. 1999
  9. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М. 1999.
  10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М. 1997.
  11. Степаненков Н.К. Педагогика. Минск. 1998.
  12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М. 1999.
в) словарь терминов

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - организация процесса обучения, которая позволяет предложить обучающимся индивидуальные варианты учебных планов, соответствующие индивидуальным особенностям обучающихся и их интересам.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - важнейший принцип развития российского образования, под которым понимается преодоление обезличенности образования, его поворот к человеку, его проблемам и интересам.
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - процесс изменения типа образования (технократического), заключающийся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию и пониманию других людей. К таким аспектам культуры относится совокупность отношений людей к природе, к Человеку, к духовным ценностям (литературе, искусству, истории страны).
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - построение разнообразной образовательной системы: разно профильной и многоуровневой, представленной различными видами образовательных учреждений.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ - метод обучения и форма организации занятия, в которой реализуется этот метод, используемые в данной модели обучения.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - учет индивидуальных особенностей обучающихся в форме, предполагающей их объединение в группы по определенным особенностям, обусловливающим специфику процесса обучения.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех формах, независимо от того какие особенности и в какой степени учитываются.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - сочетание индивидных, личностных, субъектных проявлений человека (ребенка), которое для каждого из людей является уникальным, неповторимым, отличающим его от других, придающим ему ценность (равноценность) наряду с другими.
ИННОВАЦИИ - создание и распространение новшеств в стиле мышления и способах деятельности, которые с этими способами связаны.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям. ИННОВАЦИОННОСТЬ - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ - уровень образованности, позволяющий самостоятельно решать мировоззренческие проблемы, исследовательские и творческие задачи.
КОНЦЕПЦИЯ - 1) общий замысел научной работы; 2) система взглядов на те или иные явления.
ЛИЧНОСТЬ - человек как "ансамбль всех общественных отношений". Эта характеристика отражает в первую очередь социальную природу, те качества и свойства, которые складываются под влиянием норм и правил, принятых в данном обществе, в конкретном социокультурном контексте.
МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ - технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) занятий, а несколько модулей образуют блок.
ОБРАЗОВАНИЕ - это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта обучающихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение обучающимися определенного уровня образованности. Образование - процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.
ОБРАЗОВАННОСТЬ - это качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - совокупный документ, включающий семь взаимосвязанных аспектов, определяющих работу образовательного учреждения:

  • набор учебных программ;
  • описание педагогических технологий;
  • систему диагностических методик;
  • систему коррекционных мер.
  • учебный план;
  • цели и задачи образования; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
    ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.
    ПАРАДИГМА - совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.
    ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ - положение, утверждающее, что готовность к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой). Человеку можно только помочь, оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности получить определенные умения применять знания.
    РАЗВИТИЕ - процесс последовательных, необратимых внутренних и внешних изменений, который характеризуется переходом от низших к высшим уровням и формам жизнедеятельности человека.
    СУБЪЕКТ - активный "делатель", человек, способный реализовать какую- либо деятельность от момента целеполагания до получения и оценки результата, то есть во всей ее полноте. Субъектность как свойство человека (ребенка) предполагает также способность к рефлексии над своей деятельностью, той системой отношений, которая ее сопровождает. Степень субъектных проявлений человека в той или иной сфере отражает степень овладения им той или иной конкретной деятельностью.
    ТЕХНОЛОГИЯ занятия - набор приемов и средств (педагогического инструментария), приводящих на занятии к достижению заранее спланированного результата.
    ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - способы учебно-воспитательной деятельности, конструируемые исходя из установленных педагогических целей; последовательное воплощение этого проекта на практике с постоянной корректировкой процесса по результатам оперативной обратной связи.
    УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ - личностный результата образования, отражающий способность личности решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, используя освоенные в процессе учебной деятельности знания, умения и навыки.
    ФОРМИРОВАНИЕ - процесс и результат взаимодействия человека со всей совокупностью внешних влияний (объективных и субъективных, целенаправленных и стихийных), вызывающих изменения в системе его свойств, качеств, проявлений под влиянием факторов макро-, мезо-, микросреды и воспитания.

    Автор-составитель примерной программы курса "Современные образовательные концепции" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук В.А. Ченобытов.

    Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 5 от 25 января 2000 г.).

    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540500 Технологическое образование.
    Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500
    Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.).

  • Студентам ФТиП:
    ЭТИ РЕСУРСЫ ПОМОГУТ ВАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ:
    Официальная информация:

    Книжная полка:

    Полезные ресурсы:

    Учись учиться:
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100 © 2001-

    Кафедра акмеологии РГПУ им. А. И. Герцена


    [design and programming by eds]
    e-mail: akmeo@yandex.ru Спб, Вознесенский пр., 39