Направление: 540400 Профессиональное обучение
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Количество часов на дисциплину: 96
Количество аудиторных часов на дисциплину: - 24, из них лекций -16.
Цель дисциплины:
Овладение магистрантами акмеографическим методом исследования жизненного и профессионального пути человека.
Задачи дисциплины:
- сформировать представления и основные понятия об акмеографическом методе иcследования;
- развить умения слушателей, необходимые для проведения психолого- педагогических и акмеологических исследований;
- обогатить опыт слушателей в анализе профессионального пути, моделировании профессиональной карьеры человека.
Изучение курса "Акмеография" предполагает формирование у слушателей системного видения обучаемого как субъекта труда, познания, общения, умения определять и проектировать факторы и условия продуктивности деятельности, стимулировать развитие субъекта и предупреждать его спад. Он предполагает также возможность развития учащихся через профессионализм учителя, прогнозирование качественного результата деятельности.
Cодержание учебного курса базируется на идеях Б.Г. Ананьева о человеке как личности, субъекте деятельности, индивидуальности и биографическом методе исследования жизненного пути человека, который начал внедряться в психологии в первой четверти века Н.А. Рыбниковым, Ш. Бюлером и др.
Текущий контроль качества усвоения знаний
Текущий контроль усвоения содержания курса осуществляется в ходе
семинарских занятий, в форме индивидуальных и групповых консультаций
и собеседования с магистрами.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация по курсу осуществляется в форме зачета.
Магистрантам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Раскройте задачи и методы акмеографии.
- Какая взаимосвязь существует между акмеографическим и биографическим методами исследования?
- Какова история профессионального образования?
- Раскройте влияние профессиональной среды на формирование творческой личности.
- Раскройте структуру и содержание профессионального портрета учителя технологии.
- Охарактеризуйте ценностно-целевой компонент профессионального портрета учителя.
- Что составляет основу содержательного компонента профессионального портрета учителя?
- Как связаны целевой, содержательный и результативный компоненты профессионального портрета учителя?
- Как влияют факторы и условия на достижение профессионализма в деятельности?
Объект, предмет и логика построения курса "Акмеография".
Задачи и методы акмеографии. Биографический метод - метод познания
индивидуального пути развития человека как личности и субъекта
профессиональной деятельности. Факторы формирования личности
профессионала.
Профессиональная среда и ее структура.
Проективная модель личности и деятельности учителя
технологии.
Истоки профессионального и технологического образования. Формирование
модели личности и деятельности учителя технологии. Профессиография.
Квалификационная характеристика. Требования ГОС к профессионально-
педагогической деятельности магистра.
Профессиональный портрет выпускника вуза.
Образ-модель выпускника вуза. Профессиональный портрет учителя
технологии и его структура. Имидж делового человека (учителя -
предпринимателя). Профессиональная карьера. Акмеографическая
характеристика профессионала.
Успех в профессиональной деятельности как источник
акмеографии.
Понятие успешности в профессиональной деятельности. Педагогика
успеха. Прогнозирование и профессиональный успех. Мотивация
специалиста и профессиональный успех. Динамика профессионального
успеха. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры.
Организация самостоятельной работы
В ходе самостоятельной работы магистранты изучают основную и
дополнительную литературу, готовятся к семинарским занятиям,
разрабатывают акмеограммы известных ученых, педагогов,
предпринимателей прошлого и настоящего,
Основные понятия
Акмеология, акмеография, акмеографический метод исследования,
акмеограмма, профессиограмма, профессионализм, творчество, успех,
карьера.
Рекомендуемая литература
а) основная литература
- Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. //Педагогика, 1995, №3.
- Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. - СПбГАСУ, 1994.
- Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология Пути достижения вершин профессионализма. - М.: Луч, 1993.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., Высшая школа, 1989.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. Изд-во РАГС, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионала. -М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
- Степанова Е.И. Психология взрослых -экспериментальная акмеология. - СПб. Алетейя, 2000.
- Акмеологическая школа: поиски и решения. Учебное пособие.- СПб.,1998
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. - СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд- вом "Тускарора", 1996.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование'', 1997.
- Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология педагогика: Учебное пособиедля студентов вузов. - М.: Академический проект; Изд-во научно-образовательной литературы РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей ''ТАНДЕМ''. Издательство ЭКМОС, 1999.
Авторитет педагога (от лат. autoritas - влияние) -
общепризнанная
учащимися значимость достоинств преподавателя и основанная на этом
сила его воспитательного воздействия.
Акмеограмма профессионала - описание всех сторон его труда
(профессиональной деятельности, повседневных отношений, личностного
развития и совокупного результата труда) и вытекающих из него
требований к индивидуально-психологическим и психофизиологическим
особенностям специалиста. Она ориентирует специалиста на выявление,
продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в
феноменологической целостности, когда он предстает одновременно и как
индивид, и как субъект труда, и как личность, и как
индивидуальность..
Акмеология (от греч. akme - пик, вершина, высшая степень чего-
либо) -
междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных,
общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и
механизмы развития человека на ступени его зрелости и при достижении
им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Важной задачей
акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у
человека на каждом возрастном этапе: в детстве и юности, чтобы он
смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
Биографический метод в литературоведении - способ изучения
литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются
как определяющий момент творчества. Биографический метод часто связан
с отрицанием литературных направлений и культивированием
импрессионистического "портрета" писателя в качестве основного
критического жанра. Впервые применен французским критиком Ш.О.Сент-
Бевом ("Литературно-критические портреты", т.1-5, 1836-1839).БСЭ.
Биографический метод - метод изучения индивидуального пути
развития
человека, истории человека как личности и субъекта деятельности.
Биографический метод используется как в психологии, так и в других
науках, например в социологии и истории, в литературоведении. В
качестве биографического метода в этих областях выступает изуччение
личных документов, продуктов деятельности. Имели место попытки свести
исторический процесс к деятельности отдельных личностей, что было
связано с проблемой роли личности в истории. Вопрос жизненного пути
как психологической проблемы был впервые затронут Ш.Бюлер, которая
считала биографический метод средством выявления возможностей
развития человека в процессе его жизни. Биографический метод
впоследствии стал представлять собой изучение жизненного пути с
помощью ознакомления с дневниками, воспоминаниями в виде мемуарных
источников описания.
В отечественной психологии большой вклад в развитие биографического
метода внес Н.А.Рыбников, подчеркивающий его значение для изучения
взрослого человека в разные периоды жизни. Биографический метод
получил распространение в исследованиях творческой деятельности
писателей, ученых, шахматистов, педагогов, художников, представителей
рабочих специальностей (М.Д.Александрова, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина и
др.).
Биографический метод тесно связан с методом изучения продуктов
деятельности, так как жизненный путь человека - это не только
прохождение им времени жизни, но и то, чем это время было заполнено.
Биографический метод имеет важное значение в исследовании взрослого
человека на разных этапах его жизненного пути.
Биография (от био… и …графия) - жизнеописание. Биография
воссоздает
историю жизни человека в связи с общественной действительностью,
культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной,
художественной, популярной и т.д. Биография художника, писателя,
педагога может выступать как жанр, в котором предметом изучения
становится непосредственно жизненная и личностная основа творчества
писателя в ее связи с мировоззрением, социальными факторами,
литературной средой. Особый вид биографии - автобиография. (БСЭ).
Имидж учителя (от англ. image - образ) - эмоционально
окрашенный
стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег,
социального окружения. При формировании имиджа учителя реальные
качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему
окружающими.
Компетентность учителя - владение необходимой суммой
профессиональных
знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его
педагогической деятельности, педагогического общения и личности
учителя как носителя определенных ценностей.
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо
процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому
результату или первоначальным предположениям.
Мотив (от лат.movere - приводить в движение, толкать)
субъективная
причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения,
действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее
человека к выбору того или иного способа действия и его
осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения.
Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности.
ее становления и воспитания.
Педагогический моноторинг - это диагностика, оценка и
прогнозирование
состояния педагогического процесса (отслеживание его хода,
результатов, перспектив развития).
Профессионально-педагогическая компетентность - интегральная
профессионально-личностная характеристика, включающая достоинства и
достижения педагога и "определяющая готовность и способность
выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме
в конкретно исторический момент нормами, стандартами, требованиями"
(И.А. Колесникова).
Профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная
квалификационная характеристика учителя с позиций требований,
предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности,
способностям, психофизиологическим возможностям и уровню
подготовки.
Профессиональный портрет - совокупность идеальных
характеристик,
сформулированных в нормативных документах, и реальных, полученных в
ходе педагогического мониторинга выпускника профессионального
учебного заведения. Структура профессионального портрета состоит из
ряда блоков, основными из которых являются ценностно-смысловой,
содержательный и результативный.
Стандарт (от лат.standart - норма, образец) - в широком смысле
слова
образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с
ними других подобных объектов.
Творчество - деятельность, результатом которой является
создание
новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности
культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический
аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у
личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым
создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль
воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной
активности, а также потребности личности в самоактуализации, в
раскрытии и расширении своих созидательных возможностей..
Творчество педагогическое - выработка и воплощение учителем в
постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в
общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Педагогическое творчество характеризует наличие у педагога глубоких и
всесторонних знаний, их критическую переработку и осмысление; умение
перевести теоретические и методические положения в педагогические
действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию;
разработку новых методик, форм, приемов, средств и их оригинальные
сочетания; диалектичность, вариативность, изменчивость системы
деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых
условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности
и ее результатов, к формированию индивидуального стиля
профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки
эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение
видеть "веер вариантов".
Учебный план - нормативный документ, определяющий состав
учебных
предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по
годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на
каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
Автор-составитель примерной программы дисциплины "Акмеография" доцент кафедры акмеологии, кандидат педагогических наук Н.Н. Коршунова. Программа утверждена на заседании кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена (Протокол № 2 от 20 октября 2000 г.).
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540400 Профессиональное обучение.
Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по направлению 540500 Технологическое образование Учебно- методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол №14 от 13 ноября 2000 г.). г.).